3 вересня 2012, 10:32
Не видим у себя под носом
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре что мало любили и мало путешествовали.
(Марк Твен)
Китайская народная мудрость гласит: если за день ты не узнал ничего нового, то день прожит зря. Уверен, прочтёте этот очерк и уже не потратите свой день впустую. Потому что речь идёт об одном, самом дорогом национально сознательному украинцу месте. Вот называют всего три "точки роста" украинской государственной независимости – издревле Запорожье, Карпаты в середине XX века и Холодный Яр с XVI по начало XX века.
Хоч і Яр той; вже до його
І стежки малої
Не осталось; і здається,
Що ніхто й ногою
Не ступив там; а згадаєш,
То була й дорога
З монастиря Мотриного (Тарас Шевченко)
Холодный Яр с Мотронинским моныстырём в центре имеет для Украины такое же значение, как, скажем, монастырь Шао Линь (Лисий лес) для Китая. Мотронинскому монастырю более тысячи лет. И все это время он был местом, откуда выходили и куда возвращались под старость лет казаки-характерники, чьи способности находятся за рамками обычной воинской выучки. Память об этих легендарных бойцах и их традициях вошла в мифы.
Боевое искусство характерников базировалась не только на технических практиках, но и на эзотерических учениях предков: ведические знания плюс воинское мастерство хазар, печенегов, половцев. Зачастую казака-характерника можно было определить по фехтованию одновременно обеими руками. Это именно характерники могли порубить противника "в капусту" одновременно нанося рубящие удары саблями с двух сторон, что чрезвычайно сложно парировать "однорукому" бойцу. Когда во время своих странствий приходилось встречаться и беседовать с иноземными бойцами спецназа, то стрельбу с двух рук все называют "по-македонски", а вот бой одновременно двумя клинками называют "Казацкой мельницей".
А мудрый и мирный человек Гаутама Будда сказал как-то: "Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня и будет иметь наибольшую важность!" в один из самых последних дней лета решил, что сразу после съёмок в студии отправлюсь в село Буда Чигиринского района, Черкасской области.
Более чем странно, но весьма зачастую встречаются украинцы, кто знать не знает и слыхом не слыхивал о Холодном Яре! Ну, разве что водку "Холодный Яр" употребляли внутрь. Казалось бы, практически под носом, чуть более двухсот километров от Киева места боевой украинской славы начиная от древнерусских времён и до Второй мировой, да ещё и уникальный природный феномен – а под ж ты, мало кто бывал.
Пока доехали до Буды, уже стемнело, так что самое разумное было – отдохнуть в историко-этнографическом комплексе "Дикий хутор". Ожидая, пока принесут ужин, можно, рассматривая интерьеры ресторана-музея, ознакомится событиями 1918 1923 годов, когда здесь велась борьба за независимость украинской державы военно-политической организацией (самопровозглашенной Холодноярской республикой) во главе с братьями Чучупаками.
На стенах заведения развешаны многочисленные фотографии тех лет с подробными подписями, а также кинжалы, шашки, штыки, фрагменты винтовок и наганов из раскопок местных краеведов. Вокруг очага скомпонована инсталляция из оружия крестьянского бунта: пики, переделанные из кос, да канонические вилы-трезубец, которые "в бок!" А вот у депутата Ляшко, кстати, вилы на агитационном плакате не кошерные четырёхзубые, от того-то, поди, и лицо головы у депутата перепуганное...
Над входом и баром в музее-ресторане развешаны чёрные флаги с лозунгом повстанцев "Воля України або смерть". Эстетика флагов до степени смешения напоминает стяги Нестора Махно: "Смерть всім, хто на пиришкоді добутья вільності трудовому люду".
Известно, что 3 января 1921 года армия Нестора Махно (8 конных и 2 пулеметных полка) разгромила 14-й кавалерийскую дивизию Красной Армии. Махновцы расстреляли весь состав штаба 14-й кавдивизии вместе с легендарным комдивом А. Пархоменко (брат которого был махновским командиром). Далее тяжело раненый Махно устремился по маршруту Фастов Канев, надеясь подлечится у характерников в Холодном Яру и присоединить к своей армии петлюровские (!) отряды. Украинская борьба за освобождение похожа на знаменитую фразу из научно-популярной книги Льва Успенского "Слово о словах" "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка": неизвестно кто борется, неизвестно за что конкретно и неизвестно с кем.
К Махно прибыли 5 атаманов, в том числе Струк и посланец от атамана Орлика, однако гайдамаки хотели воевать только за местные интересы. Бывают, знаете ли, такие борцы, которые бьются не за победу, а за возможность бесконечно продолжать борьбу. Махно сфотографировался с ними на прощание. Фотокарточку можно увидеть сразу справа на входе в музей-ресторан "Дикий хутор": боевые командиры, как братки 90-х, замерли перед объективом фотокамеры с выставленными напоказ наганами.
По старинным фотографиям в музее-ресторане "Дикий хутор" вы также узнаете о событиях Великой Отечественной войны, когда холодноярские леса превратились в арену кровопролитных боев партизан-коммунистов с партизанами-националистами Украинской повстанческой армии, а также тех и других против гитлеровской армии немецких национал-социалистов. А это вообще баррикада Мёбиуса. И до сих пор наша украинская политика – это трехмерная баррикада, имеющая только одну сторону и одну границу, обладающая математическим свойством неориентируемости. Потому и главный девиз украинского политикума – "Все со всеми против всех".
Но не думайте, что это лишь наше, украинское свойство. Японский современник нашего казака Сверина Наливайко (конец XVI века) самурай Акэти Мицухидэ сказал как-то: "Честные люди бывают лишь среди простолюдинов, для самурая же ложь и предательство необходимая часть воинского искусства".
Мы слишком задержались, рассматривая за ужином экспонаты музея-ресторана "Дикий хутор", так что, пришлось этому хутору приютить нас и на ночь. Домики, продезинфецированные хлоркой сверх всякой меры, оказались весьма уютными с достаточными сантехническими удобствами. Они расположены в саду с яблонями, грушами и сливами.
Богатый урожай плодов свисает с веток прямо в руки "измученному нарзаном" путешественнику. Ночью необычайная сельская тишина. Вспомнилось хайку японского поэта Басё:
Лунной ночью
Слушаю – точит червяк
Ядро каштана.
В нашем случае точильщиков было двое: наверху точил балку жук-древоточец, а внизу грызла стенку упорная мышка. Сравнимо только с соседским перфоратором. Время от времени раздавался глухой звук удара о землю перезревшего яблока.
Странное дело, но нам так и не удалось разыскать местного краеведа, который поведал бы нам о "історичних та заповідних місцях Холодного Яру та Чигиринщини". Однако, наше большое достоинство в том, что мы не слишком быстро опускаем руки. Так что, с утра отправились на экскурсию самостоятельно. Наиболее верный путь к успеху – всё время пробовать ещё раз.
Мы прознали, что именно в Буде стоит монументальный Дуб Максима Зализняка – самый древний в Украине, которому по подсчётам немецких и британских учёных 1800-1900 лет! Однако, с недоверием отношусь к этим "британским ученым" и более правдивой кажется версия на табличке в Диком хуторе о том, что дубу 1100 лет.
Так или иначе, в любом случае, атаман гайдамаков Максим Железняк этот дуб не сажал, но сам под ним сиживал. Да кто только не сиживал под этим дубом из могучих стариков! Упомянутый уже Северин Наливайко, Богдан Хмельницкий, Николай Гоголь, даже Александр Пушкин бывал в сих местах. Именно под этим дубом Тарас Шевченко слушал рассказы местных жителей про то, как послушник в Мотронинского монастыря Зализняк в борьбе за веру Христову зарезал в Умани двадцать тысяч поляков и евреев. А затем Тарас Григорьевич написал свою поэму "Гайдамаки" и стихотворение "Холодный Яр", нарисовал картину "Дуб на хуторе Буда". С тех пор Мотронинский лес и называют Холодным Яром 20 сёл и 12 хуторов на правом берегу Днепра.
Возле села Мельники находятся остатки пня 1000-летнего дуба "Склик". Во время Колиивщины 1768 года на дубе висел огромный казан диаметром в 1,5 метра. В него стучали, и гул, расходящийся по округе, созывал гайдамаков на совет. Пока гайдамаки съезжались, в том же котле варили для них угощение.
Шесть раз молнии ударяли в дуб Зализнияка, его ствол разрезан сверху донизу шрамами. В 1988 году дуб уже чуть было ни помер, сбросил в июне листву. Но выходил его местный лесник Александр Найда. Низкий ему поклон от меня лично!
У мусульман, если кто не знал, есть обязанность – хотя бы раз в жизни совершить паломничество-хадж в Мекку и поклонится священному чёрному камню Кааба. Считаю, что каждому украинцу следует хотя бы раз в жизни побывать в Холодном Яру и поклонится древнейшему дубу Украины, который помнит ещё времена Аскольда и Дира. А ежели ты хадж в Холодный Яр не свершил и вековечного украинского дуба не видал, то ты как бы и не очень-то украинец ещё. Так-то вот!
Сидя под тысячелетним дубом села Буда, испытываешь странные, выразимые чувства. Вспоминается Будда, который обрёл чудесное Просветление, сидя под раскидистой кроной фикусового дерева Бодхи. Нам далеко до Будды, друзья мои, но мне под нашим украинским дубом-патриархом подумалось вот что: теперь, когда мы добились независимости, если каждый из нас, украинцев, сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, то на ріднії неньці Україні все будут счастливы.
Из Буды мы переехали в Суботов. Решили, что прибыть сюда вечером перед субботой будет хорошим знаком. Пока спутники фотографировались у дорожного знака, разговорился с местным старожилом. Седовласым, в ветхой вышиванке и тренировочных штанах. "От Богдана ты рождён в пятницу это хорошо, сегодня же пятница", колоритный дед начал свою речь с ребуса...
Откуда незнакомый старец знает день моего рождения и отчего происходит такое дивное название магического места Суботов расскажу в продолжении, которое непременно последует.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.