Дзюнсей Терасава Буддійський монах

"По законам этой цивилизации если вы платите, то имеете право и выбросить" (Ответы на вопросы студентов Киево-могилянской академии)

01 квітня 2009, 17:21

Ответы на вопросы студентов Киево-могилянской академии. Ноябрь 2008 года

Как вы думаете, в чем причина современного экономического, политического и морального кризиса, который переживает и Запад и Украина?

Сейчас мы пожинаем плоды так называемой современной цивилизации. В чем она состоит – наука, разум, технологии. Все это было необходимо для так называемого прогресса. Прогресс же подразумевает развитие науки и технологий. Эта система является основой развития современных государств и ей руководствуются правительства большинства стран. Схема такова: есть государство – группа людей, называемая правительством, и народ, который оно снабжает различными благами. Основное назначение государства – производство и распределение этих самых материальных благ. До сегодняшнего дня увеличение материального благосостояния было главным направлением развития любого общества. Кризис – последствия этого. Современные государства следуют путем развития и прогресса, в целях лишь собственного обогащения. Потому что каждое государство хочет быть богатым. Но планета имеет ограниченные природные ресурсы. Нехватка ресурсов становится причиной национальных конфликтов, вооруженных столкновений, геополитических трансформаций, изменения климата, глобального потепления.

В процессе технического прогресса как способа современного развития нами с самого начала было потеряно что-то очень основополагающее. Это можно обозначить вопросами: Что такое жизнь? Что такое счастье? Что означает богатство? Позволено ли уничтожать природу, чтобы обогатить государство? И как в один момент ради прогресса могут быть разрушены все традиции, культуры народов, которые передавались из поколения в поколение в течение многих столетий?

Из-за дефицита энергетических ресурсов, возможно, вскоре ни один большой город не сможет поддерживать в прежнем режиме свое существование. Стоимость энергии может возрасти непомерно. Сколько энергии потребляет один только Нью-Йорк? А сколько таких городов на планете? И сколько еще появится? Можем ли мы и дальше потреблять такое количество энергии?

Только в Японии выбрасывается тысячи тонн еды каждый день! Люди приходят в ресторан, съедают половину из того, что заказали, остальное выбрасывают. Потому что по законам этой цивилизации если вы платите, то имеете право и выбросить. И такая же тенденция наблюдается в Китае, Европе, Америке. В то же время почти половина населения планеты голодает, людям не хватает еды! Что- то в корне неправильно, не так ли?

Мы, люди, вместе должны ответить на эти глубокие вопросы. Это не дело правительства, государственных институтов, технологий.

Сейчас ваша страна переживает экономический кризис. Она нуждается в огромном кредите МВФ в несколько миллиардов. Но в то же время лишь 25 богатейших россиян, входящих в сотню самых богатых людей на планете, за один день "кризисного обвала" потеряли $250 млрд. Это в 5 раз превышает размер бюджета вашей страны! А во всем мире в целом убыток от "обвала" составил $6,5 триллионов. Президент Обама для стабилизации мировой экономики и США потратил $900 млрд. Мы даже себе представить не можем, сколько это. Страны Европы и Китай тоже хотят потратит $400 млрд. Сравните это с объемом средств, потраченных Америкой за все время войны в Афганистане и в Ираке – $4 триллиона. Ради чего?! Где мир!? Где выход из кризиса? Напротив, опасность стала еще больше! Вот в чем вопрос.

Вы с восторгом говорите о процессах демократизации, либерализации, в том числе и на постсоветском пространстве. В своем выборе бывшие республики СССР, в том числе и Украина, ориентированы на Запад и на западные ценности, именно на тот регион и цивилизацию, которые, по вашим словам, полны противоречий. И прежде всего в духовном смысле этого слова. Как быть? У вас есть какие нибудь рецепты, предложения?

Я никогда не хвалил ценности современной цивилизации, я считаю, что в процессе ее становления было потеряно что-то очень важное. Что такое жизнь? Что такое счастье? Что такое природа? Это вопросы по своей сути глубоко духовны. И этой духовности сейчас не хватает.

В этом фундаментальная причина катастрофы современной цивилизации, глобальных политических, экономических и технологических систем.

Ответ заключается в настоящей духовности. Постсоветские преобразования все еще продолжаются, это эксперимент, в котором пока еще нет выводов. Но я хочу подчеркнуть, что сила ненасилия, духовная сила, исходящая от простых людей, являющаяся катализатором развития общества не имеет ничего общего с процессом приобщения к западным ценностям. Я восхваляю ненасильственную революцию в Москве в августе 1991г., но я не согласен с тем, что делал Ельцин в России. Из-за этого несогласия я стал персоной нон грата, мне запрещен въезд в Россию. Я был единственным монахом, готовым умереть, чтобы помочь Ельцину. Но теперь я в списке "невъездных". И я по-прежнему не согласен с тем, что Ельцин и Путин делали в России.

"Оранжевая Революция" в Украине была великой демонстрацией победы простых людей, выбравших ненасилие своим оружием. Но с тем, что происходит в Украине после Оранжевой Революции, я также не согласен.

Духовность – ключевое понятие религии. С учетом тяжелого христианского прошлого Европы, как быть?

Я не хочу критиковать никакую из религий, но сегодня нужно отстраниться от формальности присущей религиям, а также от повторения ужасных примеров уже существующей истории, отдалиться от всего, что разделяет людей. То, что сегодня на самом деле нужно, это пробуждение. Нужна такая духовность, которая не просто объединяет, но охватывает всех. Потому что суть заключается во всеобъемлющей целостности, а все, что разделяет, раскалывает эту целостность, не является духовностью. Нужно возродить истинную духовность, которая хранит в себе единство.

Возможно ли достичь освобождения путем мирской жизни, трудясь в исполнении своего социального и политического долга?

Только здесь в этом мире мы должны обрести просветление. Весь мир должен просветлеть и освободиться благодаря этому. В этом наша работа.

То есть можно ли просветлеть, не становясь монахом?

Конечно.

Развитие технологий может решить, на самом деле множество социальных и физических проблем мира, который, наверное, действительно умирает...Может нам стоит развиваться и духовно и в техническом смысле?

Технология – это, прежде всего люди, использующие ее. Каждый может достичь просветления и спасти мир, включая министров, профессоров, докторов, продавцов. Мы не обвиняем технологию, мы обвиняем людей, которые неправильно ее используют.

Что вы предлагаете?

Возрождение самой древней изначальной духовности. Мудрость заключается в каждом. Ее нужно открыть. Мудрость Будды не где-то далеко, она уже внутри нас. Это и есть духовность.

Мы знаем больше о мусульманстве и знаем, какова роль женщины в этой религии, расскажите немного о том, какая роль женщины в буддизме.

Я хотел бы высказаться в защиту положения женщины в мусульманском мире и развеять некоторое предубеждение в этом вопросе. Я много раз был в Чечне, несколько раз еще до войны, и видел, что роль женщины в этом мусульманском обществе очень мощная и умиротворяющая. Без женщин чеченское общество никогда бы не выжило. Я действительно восхищаюсь чеченскими женщинами.

Но, возвращаясь к буддизму, в комментариях Будды, отношения между полами являются очень сложными, деликатными и чувствительными. Это взаимоотношения, затрагивающие глубокие корни эмоций и чувственности. Но на пути просветления, освобождения и истинной духовности, между полами нет различий. Для всех живых существ любых полов истинный духовный путь единый и всеохватывающий.

Вы практикуете Дзэн?

Практика Дзэн – это важная часть всей практики буддизма в целом и является одной из основных практик в учении Будды. Однако то, что сегодня называется словом "Дзэн", одноименная школа, появилась уже на достаточно поздней ступени развития буддизма в Китае. Хотя наша школа не ведет ученическую преемственность от патриархов дзэн, наша практика Лотосовой Сутры уходит своими корнями в практику великого патриарха Дзэн, мастера Тянь Тая (Чжи И). Он жил примерно 1400 лет назад и был величайшим в буддийской истории учителем.

Сейчас в мире между странами существует большое различие: есть страны богатые и есть бедные. Богатые страны помогают развиваться бедным. Но эта помощь не равна для всех стран. Что нужно делать, чтобы помочь бедным странам?

Может быть это и не станет ответом на ваш вопрос, но я поделюсь с вами своими собственными переживаниями. Когда я сижу под деревом в маленькой деревушке глубоко в Индии, и у меня нет даже крыши над головой, я ем самую простую еду, доступную в тех местах, она может стоить там 10-20 центов, пью чай, встречаю рассвет, по ночам созерцаю звезды и лунный свет, то чувствую себя богатейшим человеком в мире! Вся природа вокруг моя. Что такое богатство? Что такое бедность?

Вы много путешествуете, в какой стране мира вы себя чувствуете себя наиболее удобно?

Повсюду!

Мы говорили о практике Дзэн. Используете ли вы другие духовные практики, которые есть в Японии?

В Японии, должно быть, сотни и тысячи видов духовных практик. Все зависит от самого человека, какую практику он выбирает, какая ему по душе. Но важно стремится к совершенству и никогда не останавливались в поисках.

Существуют ли в Японии тантрические буддийские школы, как в Тибете?

Все традиции буддизма, которые были в Японии во времена Нитирэна, основателя нашей школы, существуют и сейчас. С точки зрения Нитирэна тантрический буддизм полон противоречий и уводит в сторону от главного. Нитирэн довольно сильно критиковал и обвинял многие традиционные буддийские школы. Сейчас у нас недостаточно времени, чтобы углубиться в этот вопрос, однако я хотел бы сказать, что хотя тантрическая теория и логика выглядят как высокоразвитые, но тантристы украли учение Лотосовой Сутры. Где авторские права? Нитирэн решительно отвергал такое отношение. Это все равно, что поменять родителей.

Что привело вас на путь Будды?

В возрасте 15-16 лет я был поглощен духовными поисками и выбором пути. Во многом на меня оказало влияние состояние послевоенного японского общества, разрушенного и униженного. Так называемая новая демократия под руководством Америки еще только давала свои ростки. При этом мы учились в школе с весьма современной системой образования, но в Японии сохранялись и неразрушимые древние традиции. Рядом с моим домом находилось древнее синтоистское святилище, во всех городах и селениях стояли старинные буддийские храмы, которым было более ста лет. Когда мы росли, мы могли изучать Толстого, Шекспира, Ницше, слушать классическую музыку: Моцарта, Шопэна, я любил европейскую музыку. Я ходил в христианскую церковь, пел гимны, у меня было много друзей, я посещал синтоистские, буддийские храмы. Мы впитывали все, как свое, так и иностранное.

Мой отец прошел страшную войну, я видел какие сильные психологические страдания он испытывал. Все общество тогда начинало совершенно новую жизнь, все становилось новым опытом. Моим поворотным духовным опытом стал момент, когда я покинул дом. Я приехал в Токио, поступил в университет. В то время шла война во Вьетнаме. Повсюду в стране были массовые выступления японских студентов. Они были довольно революционно настроены, изучали Маркса, Ленина и мечтали осуществить большевистскую революцию в Японии. В этот период времени я осознанно принял решение стать учеником Нитидацу Фудзии, мне было тогда 17 лет. Учитель был для меня олицетворением того, кем я по настоящему хотел стать. И я решил стать монахом и последовать за учителем. Когда мне исполнилось 20 лет, я приехал к нему в Индию. И с того момента началось нескончаемое путешествие, которое длится и по сей день.

powered by lun.ua
Коментарі — 8
Євген Іхельзон _ 14.04.2009 14:14
IP: 89.105.225.---
Тяньтай – это прозвище Чжии, он жил на горе Тяньтай
DrVitaly _ 11.04.2009 22:06
IP: 92.113.186.---
"наша практика Лотосовой Сутры уходит своими корнями в практику великого патриарха Дзэн, мастера Тянь Тая (Чжи И). Он жил примерно 1400 лет назад и был величайшим в буддийской истории учителем." Тяньтай – одна из школ, Чжии – серьезный патриарх. Неаккуратненько как-то материал подан.
Євген Іхельзон _ 09.04.2009 18:31
IP: 89.105.225.---
Если у кого-то есть персональные вопросы к учителю вы можете его найти на orkut.com
ник junei terasava разумеется, что общаться с ним надо на английском языке
GeorgeVD _ 09.04.2009 16:44
IP: 213.169.71.---
Вот как все таки автор формулирует вопрос: "Духовность – ключевое понятие религии. С учетом тяжелого христианского прошлого Европы, как быть?" причем здесь одно к другому непонять, но почему бы не спросить как быть с учетом тяжелого буддисткого прошлого (да и настоящего) Азии? Всех этих шаромыжников ну хлебом не корми дай только глупость в сторону христианства вставить
Egenio _ 07.04.2009 23:31
IP: 95.132.251.---
*** я хотел бы сказать, что хотя тантрическая теория и логика выглядят как высокоразвитые, но тантристы украли учение Лотосовой Сутры. Где авторские права? Нитирэн решительно отвергал такое отношение. Это все равно, что поменять родителей.

тут одно из двух:
1) некорректный перевод
2) уважаемый Дзюнсей Терасава ошибается. Какие такие авторские права, да еще в духовных практиках??? Как вообще можно говорить о воровстве методов в Буддизме??? Даже в Христианстве это выглядело более чем абсурдно: это все равно, если бы католики заявили авторские права на молитвы святым, а православным бы кидали предъявы по поводу их неправомерного использования
Spirito _ 05.04.2009 23:01
IP: 77.123.174.---
Не пропустите первый луч рассвета.Примите взором и душой открытой,когда сердца в томлении по свету ещё дождём вселенским не омыты.Ещё губами жадными невежда смакует плод духовной аллергии.За Верой просыпается Надежда,но спит Любовь в глубокой летаргии.Ещё Земля,как раненная птица,взывает к Миру потускневшим глазом.Прорезав тьму,ещё не может слиться с земным сознаньем Межпланетный разум.Но знаю я,что Демон зла не вечен,что сбросит сон воскресшая планета,и дух высокий утренним предтечей сойдёт по склонам древнего Тибета."1995
P.S. Наш век Не плоть,а дух растлился в наши дни.И человек отчаянно тоскует...Он к свету рвётся из ночной тени и,свет обретши,ропщет и бунтует.Безверием палим и иссушен,невыносимое он днесь выносит...И сознаёт свою погибель он,и жаждет веры...но о ней не просит...Не скажет ввек,с молитвой и слезой,как не скорбит перед замкнутой дверью: "Впусти меня!-Я верю,Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..." 1851
Ф.И.Тютчев
Слобода _ 02.04.2009 13:55
IP: 195.34.227.---
Вступление
Если всё это воспринимать, как истину, то, учитывая сочетание многих факторов, влияющих на взаимодействие природного и искусственного окружения, которое опирается на гуманитарную парадигму развития человечества и связи этого развития с качественным подходом оценки духовного восприятия личностных мотивов поведения верующего во всепроникающее, в отдельных случаях, учения Будды, мы можем сформулировать целостный подход к нашему восприятию действительности и осознать тщетность усилий по внедрению схоластических принципов мировоздания, концепция которых изложена на основе пребывания буддиста в местах обитания белого человека, называющего себя истинным ценителем ценностей, изложенных в древних книгах.
Стохастическое влияние внешней среды и межличностных отношений в значительной мере делает туманным перспективы внедрения этого концептуального подхода к проблеме будущих реинкарнаций духовно личностных отображений реальности на учение.
Краткое продолжение на 1020 страницах следует.
БартСімпсон _ 01.04.2009 18:25
IP: 95.133.115.---
Ну і чуднєнько...
Корупція1412 Aтака Путіна1279 Зеленський61 Свобода слова578 Україна та Європа1121
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter