3 квітня 2014, 16:45

Жаргон псевдоподлинности как внешнеполитическая доктрина РФ

То, что в понятийном аппарате Виктора Януковича нет слова "геополитика", – неудивительно. Но то, что Владимир Путин под геополитикой понимает географию, а в качестве главного инструмента рассматривает, перефразируя Теодора Адорно, жаргон псевдоподлинности – как-то неожиданно.

Жаргон – это, прежде всего, тональность. Он имеет сугубо формальный характер – цель воспринимается благодаря произношению слов, а не их содержанию. Жаргон востребован теми, кто, чувствуя историческую обреченность или упадок, стремятся убедить себя и себе подобных в том, что они элита духа.

Российская политика по отношению к Украине лишена какого-либо разумного контекста и даже просто контекста. Российская политика – это истерика, агрессия и жаргон, порожденные бездействием Кремля в направлении выстраивания содержательного концепта и взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Украиной. А таких возможностей было много. Но когда есть сила – ум не нужен.

По сути, при лояльном России президенте Януковиче Кремль мог реализовывать цивилизованные форматы сотрудничества, адекватные 21 веку. Между тем, за "докрымский период" было подписано только одно соглашение стратегического характера "Харьковские соглашения". Зато РФ рьяно принялась тормозить подписание Соглашения с ЕС в ноябре 2013-го. Украина все равно подписала бы Соглашение. И подписала. Только теперь Россия – враг номер 1 для Украины. Хотя Россия могла бы иметь ряд выгод от украинской ассоциации.

Во-первых, две зоны свободных торговли Украины с ЕС и с СНГ впоследствии могли приблизить и РФ к Европе.

Во-вторых, с большой долей вероятности, что на этапе подписания Ассоциации европейская и евроатлантическая интеграции Украины и закончились бы, во всяком случае затормозились бы на довольно длительный срок. Принимать в качестве полноправного члена в ЕС Украину никто не собирался, а про НАТО, пересмотр внеблокового статуса – вообще речь не шла. Более того, тогдашняя украинская власть могла деликатно отодвигать и растягивать процесс ратификации Соглашения. Теперь – все иначе.

В-третьих, проявляя заинтересованность, а, не всячески препятствуя украинской евроинтеграции, Кремль мог бы обсуждать и продвигать вариант трехстороннего газового консорциума с учетом своих интересов.

Российская агрессия – это, с одной стороны, попытка скрыть отсутствие философии развития постсоветского пространства. Украина Януковича не вступала в ТС, потому что в этом проекте убедительности не проявляла даже сама РФ. Равно как и ВФЯ пошел на сближение с Кремлем не потому что мечтал об участии в интеграционном проекте на постсоветском пространстве, а потому что думал, что Россия даст денег и прогарантирует президентство. А с другой – объявленный в России "крестовый поход" под "украинским предлогом" – это превентивная революция России против самой же России, которая, в итоге, может закончиться самоубийством Кремля.

Российская власть на самом деле находится сегодня в очень непростом положении. Ни один из вариантов развития ситуации не останавливает российский политический кризис в перспективе. Недовольные будут при любом раскладе. Путин впоследствии может быть не понят ни внешним миром; ни сторонниками возрождения империи; ни либеральной частью общества.

Так что, если самая большая геополитическая катастрофа в 20 веке, по словам Путина, это распад СССР, то если не главное, то очень значимое событие для РФ в 21 веке, это аннексия Крыма. И не в позитивном смысле. Внешняя сила, мощь и масштабность – иногда обманчивы. "Титаник" вон тоже за две недели до круиза успешно прошел ходовые испытания судна. Это не предотвратило катастрофу.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про нормалізацію ненормального

У поета Квінта Гораціо Флакка є такий вислів "Нічому не дивуватися" (Nil admirari). Ця фраза, що спочатку позначала стан незворушності (ні поганим, ні хорошим), характерний для стоїків та епікурійців (така собі нірвана), згодом у літературній традиції стала використовуватися для опису аристократичної стриманості, а то й часом снобізму...

Трохи realpolitik

За минулий рік відомий розрахунок Кремля щодо Європи "пересидіти Захід" набув явно-очевидно не тільки характеру ставок на внутрішньополітичні та внутрішньоекономічні процеси в окремих країнах західних альянсів...

Про переговори в Абу-Дабі

Судячи з усього, це лише старт реального переговорного процесу (якщо ми говоримо про участь РФ). Звісно, це не означає, що ми уже на шляху визначення часових рамок припинення військових дій, або що Росія сприйняла підхід, який передбачає компромісність, і не факт, що сприйме...

Дух Давосу

"Дух діалогу" – так була сформульована основна тема цьогорічного форуму у Давосі, присвяченого тому, "як зробити світ кращим". А ще, не так давно, зʼявилось формулювання "Дух Анкориджу", яке запустив Кремль після зустрічі лідерів США та РФ Дональда Трампа і Володимира Путіна на Алясці, як спробу усунути Європу/Україну від переговорного процесу...

Про дипломатичний фронт

Останні місяці – особливо активні у прояві всіх трьох складових війни та пошуку миру: фронт (інтенсивні бої), тил (атаки РФ по цивільній інфраструктурі), дипломатія (мирні переговори)...

Нові виклики для Європи

Події у Венесуелі (у контексті рамки автократії vs демократії) трактуються переважно у двох прямо протилежних підходах. Перший – це знак для всіх автократій, що їхня доля в будь-який момент може бути вирішена у спосіб, коли сильна демократична держава в обхід тривалих погоджень усіх з усіма може виявити рішучість...