3 квітня 2014, 16:45

Жаргон псевдоподлинности как внешнеполитическая доктрина РФ

То, что в понятийном аппарате Виктора Януковича нет слова "геополитика", – неудивительно. Но то, что Владимир Путин под геополитикой понимает географию, а в качестве главного инструмента рассматривает, перефразируя Теодора Адорно, жаргон псевдоподлинности – как-то неожиданно.

Жаргон – это, прежде всего, тональность. Он имеет сугубо формальный характер – цель воспринимается благодаря произношению слов, а не их содержанию. Жаргон востребован теми, кто, чувствуя историческую обреченность или упадок, стремятся убедить себя и себе подобных в том, что они элита духа.

Российская политика по отношению к Украине лишена какого-либо разумного контекста и даже просто контекста. Российская политика – это истерика, агрессия и жаргон, порожденные бездействием Кремля в направлении выстраивания содержательного концепта и взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Украиной. А таких возможностей было много. Но когда есть сила – ум не нужен.

По сути, при лояльном России президенте Януковиче Кремль мог реализовывать цивилизованные форматы сотрудничества, адекватные 21 веку. Между тем, за "докрымский период" было подписано только одно соглашение стратегического характера "Харьковские соглашения". Зато РФ рьяно принялась тормозить подписание Соглашения с ЕС в ноябре 2013-го. Украина все равно подписала бы Соглашение. И подписала. Только теперь Россия – враг номер 1 для Украины. Хотя Россия могла бы иметь ряд выгод от украинской ассоциации.

Во-первых, две зоны свободных торговли Украины с ЕС и с СНГ впоследствии могли приблизить и РФ к Европе.

Во-вторых, с большой долей вероятности, что на этапе подписания Ассоциации европейская и евроатлантическая интеграции Украины и закончились бы, во всяком случае затормозились бы на довольно длительный срок. Принимать в качестве полноправного члена в ЕС Украину никто не собирался, а про НАТО, пересмотр внеблокового статуса – вообще речь не шла. Более того, тогдашняя украинская власть могла деликатно отодвигать и растягивать процесс ратификации Соглашения. Теперь – все иначе.

В-третьих, проявляя заинтересованность, а, не всячески препятствуя украинской евроинтеграции, Кремль мог бы обсуждать и продвигать вариант трехстороннего газового консорциума с учетом своих интересов.

Российская агрессия – это, с одной стороны, попытка скрыть отсутствие философии развития постсоветского пространства. Украина Януковича не вступала в ТС, потому что в этом проекте убедительности не проявляла даже сама РФ. Равно как и ВФЯ пошел на сближение с Кремлем не потому что мечтал об участии в интеграционном проекте на постсоветском пространстве, а потому что думал, что Россия даст денег и прогарантирует президентство. А с другой – объявленный в России "крестовый поход" под "украинским предлогом" – это превентивная революция России против самой же России, которая, в итоге, может закончиться самоубийством Кремля.

Российская власть на самом деле находится сегодня в очень непростом положении. Ни один из вариантов развития ситуации не останавливает российский политический кризис в перспективе. Недовольные будут при любом раскладе. Путин впоследствии может быть не понят ни внешним миром; ни сторонниками возрождения империи; ни либеральной частью общества.

Так что, если самая большая геополитическая катастрофа в 20 веке, по словам Путина, это распад СССР, то если не главное, то очень значимое событие для РФ в 21 веке, это аннексия Крыма. И не в позитивном смысле. Внешняя сила, мощь и масштабность – иногда обманчивы. "Титаник" вон тоже за две недели до круиза успешно прошел ходовые испытания судна. Это не предотвратило катастрофу.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Що може бути далі після ''ні миру, ні війни''

Власне, навіть, з публічних заяв/розмов можна виокремити дві складові: 1. Зупинка війни та інструменти, які можуть бути задіяні для цього...

Світова еклектика

Все ж, навіть публічне інформаційне поле останніх місяців дає підстави вважати, що є налаштованість у тих, хто має важелі впливу, докласти зусиль для припинення війни...

Про гарантії безпеки

Все ж, показовим є те, з якою обережністю західні лідери обговорюють можливу миротворчу місію в Україні, всіляко підкреслюючи варіант на після гарячої фази війни...

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...