20 жовтня 2017, 01:24

Подмена в интересах врага

"Рух новых сил" Михаила Саакашвили, депутаты партии "Самопоміч" и отдельные внефракционные депутаты, заявившие, что и дальше будут поддерживать протест под Верховной Радой (остальные участники митинга выходят из акции), вчера зачем-то пошли к АП.

Стоит напомнить, что изначально в акции, начавшейся 17 октября, участвовали 6 общественных организаций, 9 политических партий, 11 народных депутатов. Основные требования участников акции: новый избирательный закон, отмена/ограничение депутатской неприкосновенности, создание Антикоррупционного суда.

После того, как часть решений была рассмотрена в ВР (вопрос депутатской неприкосновенности и нового закона о выборах), а по остальным обозначена дальнейшая логика (Антикоррупционный суд), большая часть участников вышла из акции. Остались только РНС Саакашвили, "Самопоміч" и отдельные внефракционные депутаты, цель которых теперь обозначилась более объемно – создание политического кризиса и досрочные выборы. Во всяком случае, их цели точно выходят за рамки озвученных трех пунктов.

Поэтому с большой долей вероятности можно прогнозировать, что попытки дестабилизировать сиутацию будут перманентними. Очередное обострение нельзя исключать во время рассмотрения во втором чтении законопроекта о деоккупации Донбасса.

В целом же, по акции 17 октября можно отметить следующее.

1. Вместо реализации компромиссного сценария, часть участников акции пытались сорвать работу парламента.

2. Большинство требований участников акции разделяются президентом, но их реализация зависит, прежде всего, от самих депутатов.

3. Снятие депутатской неприкосновенности блокируют сами депутаты, причем, чаще всего представители оппозиционных сил.

4. Новый закон о выборах выявил, и это закономерно, противостояние между списочниками и мажоритарщиками. Вторых больше во фракции БПП, но это не значит, что их можно заставить голосовать так, как кто-то этого за/хочет.

5. Требования участников акции – значимые, но касаются, прежде всего, сферы политического, и мало понимаемы обществом (за исключением вопроса депутатской неприкосновенности). В то время, как медреформа, которую, возможно, хотели сорвать часть участников, а также другие вопросы социально-экономического характера, касаются каждого украинского гражданина.

6. Сознательная ложь отдельных участников. Как известно, парламент проголосовал за то, чтобы оба законопроекта о снятии депутатской неприкосновенности – президентский и депутатский – были направлены в КС, но Семен Семенченко зачем-то стал рассказывать, что депутатский законопроект в ВР вообще не рассматривался.

7. Акция не получила высокой общественной поддержки. Кроме того, стало понятно, что внутри оппозиции идет внутренняя борьба. Это стало понятно в том числе и по изменившемуся составу тех, кто пришел на встречу с президентом 18 октября в АП, и встреча, в итоге, не состоялась вообще.

8. Участники акции, как и оппозиция в целом, не предлагают принципиально новых инициатив, выстраивая публичную риторику на популярных лозунгах. Единственная опасность акций, подобных 17 октября, это провокации и стремление перевести ситуацию в силовой вариант.

Еще я отметила для себя следующее: ведь раньше "Карфаген" (и разные вариации на тему) звучал применительно к российской власти как субъекту агрессии в Украине. Такая подмена (я про чат, в котором координировались действия участников акции 17 октября, один из депутатов на одном из телеканалов подтвердил, что именно таким было название), с переносом вовнутрь – в интересах врага. Практически все украинские политики говорят о том, что победить врага можно только, будучи сильными изнутри, и при этом многие из политиков пытаются заменить внешнего врага внутренним. Тем самым, противоречат сами себе. Равно, как и попытки найти сходство с ситуацией 2013 года, – такое же противоречие. Потому что в их логике получается, что ни страна, ни общество не изменились с 2013 года. Не говоря уже об обстоятельствах, которых у нас не было до 2014 года, до агрессии РФ.

Это не значит, что власть нельзя и не надо критиковать. Надо – но критика должна быть направлена, прежде всего, на усовершенствование ситуации. Также я не считаю, что все, кто критикуют власть, – агенты, которые играют "собачий вальс" в четыре руки с Кремлем. Скорее, это просто безответственность и/или личные политические интересы/обиды.

Ну а то, как в России относятся к акциям 17 октября (и это к вопросу о подмене врага внутри Украины), лучше всего характеризует следующая цитата одного из российских экспертов от 18 октября:

"Украинская власть – это враг России. Любой, кто свергнет врага России, окажет России помощь. А дальше – сожрите друг друга... И тогда у нас действительно появится возможность, что и Донецк, и Луганск, и другие города все-таки смогут освободиться и как-то себя обозначить, идентифицировать. Венгры тут не так давно очень активно себя проявили...".

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...