13 лютого 2019, 12:00

''Гибридный'' реваншизм

Помню, как на одном из эфиров на зрительскую аудиторию был вынесен очень показательный вопрос: в какой сфере Украина более уязвима – в военной или в политической? Ответ был тоже очень показателен: около 80 % украинских граждан считают, что в политичесчкой, и около 20 % – что в военной.

Такие показетели, на мой взгляд, говорят не только о доверии к ВСУ, но и к четкому понимаю, кто враг, если мы говорим о фронте. В отличие от тыла (в том числе сферы политики), где зачастую "старые" и "новые" реваншисты вместе с Кремлем ведут информационную войну против Украины.

В этом смысле считаю важным закрепление на уровне Конституции движения Украины в ЕС и НАТО по нескольким (внутренним и внешним) причинам.

Во-первых, это в какой-то мере защищает нас от рисков реванша пророссийских сил (особенно после парламентских выборов). Набрать 300 голосов, чтобы отменить эту норму в Конституции, если вдруг такая инициатива возникнет у какой-то части будущего парламента, теперь будет не так и просто.

Во-вторых, это стимулирует процесс реформирования внутри страны. Законы, которые были приняты в рамках того же безвиза (пакет антикоррупционных законов), сами по себе обладают самодостаточным эффектом. То есть, процесс (движение) в данном случае не менее важен, чем результат.

В-третьих, это обеспечивает коллективную политическую волю на уровне всех ветвей/институтов власти – президента, парламента, правительства – в проведении политики евроатлантической интеграции. Это длительный процесс, требующий слаженной работы разных ветвей власти на общий результат.

И, тем не менее, это не значит, что Россия и дальше не будет пытаться изменить существующий статус-кво и вернуть Украину под свой контроль – как через дальнейшие попытки всяческого вмешательства в Украину, так и через попытки развалить/гибридизировать европейские институции. Собственно, один из идеологов "путинизма" Владислав Сурков в своей статье, описывая ситуацию с демократиями на Западе, на самом деле выдал направление действия российской власти: "Недоверие и зависть, используемые демократией в качестве приоритетных источников социальной энергии, необходимым образом приводят к абсолютизации критики и повышению уровня тревожности. Хейтеры, тролли и примкнувшие к ним злые боты образовали визгливое большинство, вытеснив с доминирующих позиций некогда задававший совсем другой тон достопочтенный средний класс".

Отдельно следует отметить, что риторика части украинских политиков то ли специально, то ли случайно довольно часто совпадает с российской пропагандой. И чтобы избежать двух крайностей, в рамки которых у нас вписываются многие политические процессы/события "рука Москвы или политическая репрессия", хочу детально остановиться на публичных составляющих реваншизма. Не на конкретных фигурах, а на их риторике.

Реваншизм определяется, прежде всего, конкретными инициативами, которые могут звучать на фоне самой разной риторики – от откровенно пророссийской до формально прозападной и псевдо/патриотической.

"Старые" реваншисты (идеологические реваншисты) – это те, кто открыто обвиняют во всем Украину и требуют возврата под влияние РФ. Базовые спекулятивные позиции "старых" реваншистов строятся на любви к России, как будто это не российская власть уже который год хочет уничтожить Украину как государство.

"Новые" реваншисты – это те, кто формально выступают с прозападной и патриотической риторикой. Но их инициативы зачастую свидетельствуют об обратном. Опасность "новых" реваншистов в том, что их реваншистские инициативы звучат очень завуалировано, иногда через призму социально-экономических проблем. Можно выделить подвиды "новых" реваншистов: 1). политики, которым все равно, за счет чего прийти к власти, пусть и ценой совместной/синхронной информационной кампании с Кремлем; 2). олигархи, которые хотят вернуть свое влияние на потерянные сферы/отрасли в Украине.

Поэтому считаю крайне важным разобрать пропагандистские штампы, на которых спекулируют или "сознательные" реваншисты, или "случайные" реваншисты.

Первый штамп: если сменить власть в Украине, то закончится война. Классическая подмена сути ситуации и субъекта агрессии в стиле российской пропаганды. Это версия якобы о "гражданской войне", а также о том, что война выгодна кому-то в Украине. А по факту – это позиция, направленная на снятие ответственности за войну с России, и позиция, отображающая готовность к капитуляции (это то же самое, что "Путин, введи войска", только в политическй плоскости). Украина не пришла на территорию РФ, это российская власть аннексировала Крым и начала войну на Донбассе. Те же, кто обвиняют Украину, как правило, выступают за мир любой ценой. То есть, ценой уступок Украины Кремлю.

Второй штамп, производный от первого: в Украине есть "партии мира" и "партии войны". Нет никаких партий мира и партий войны. Украина задекларировала мирно-дипломатический способ возвращения Крыма и Донбасса под контроль Украины, усиливая при этом обороноспособность государства. В "гибридной войне" нельзя выделить какой-то один компонент – чтобы победить, нужно сочетать/использовать все компоненты (санкции, международные суды, обороноспособность). Поэтому есть партии проукраинские, а есть партии, готовые сдать российкой власти интересы Украины.

Третий штамп: Россия и Запад сражаются на территории Украины. Понятно, что у России, как и у Запада, есть свои интересы. Но, хочу напомнить, что на момент подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС и ЗСТ с ЕС у Украины была ЗСТ со странами СНГ. Также Украина предлагала формат "3+1" своего участия в Таможенном союзе, но России этого было мало. При этом никто из европейских политиков никогда не говорил о том, что зона свободной торговли с ЕС и Соглашение об ассоциации противоречат зоне свободной торговли с СНГ, которая юридически была создана еще в 90-х, но по факту не действовала в полной мере, так как содержала ряд исключений. Никто на Западе не претендовал на ограничение регионального лидерства России на постсоветском пространстве (достаточно вспоминить о реакции Запада на пятидневную войну в авусте 2008 года, точнее, о ее отсутствии). Просто российская власть боялась проводить реальные изменения, без которых невозможно построение сильной экономики. А потом и вовсе решила, что война и поиск псевдоврагов по всему миру – это оптимальный способ отодвинуть разрешение своих внутренних проблем.

Четвертый штамп: нейтральный внеблоковый статус Украины может привести к окончанию войны. Напомню, что аннексия Крыма произошла как раз тогда, когда у Украины был нейтральный статус.

Пятый штамп: Украине нужно поддерживать баланс между присутствием Запада и России; влияние, что Запада, что России – это одно и то же. Подозреваю, что авторы таких заявлений мотивированы позицией не за Россию, а тем, что: 1). или не готовы к открытости (потому что знают уязвимость биографий и происхождения капиталов), потому что могут потерять (имею в виду часть украинских олигархов); 2). или просто не могут смириться с тем, что какие-то значимые процессы проходят не при его/ее президентстве/премьерстве, а значит – все лавры достанутся не ему/ей. Классический пример – попытка заблокировать одной из политических сил доступ европейских инвестиций в модернизацию украинской ГТС. Чем бы ни были мотивированы такие шаги – по факту, они работают на Россию.

Шестой штамп: прямая демократия – это то, что нужно Украине на данном этапе. Считаю, что разговоры политиков о народной Раде, народной Конституции на референдуме и т.д. не имеют ничего общего со стремлением усовершенствовать систему управления. В лучшем случае, это обычный популизм, направленный на создание иллюзии у граждан о якобы их большем влиянии на формирование и принятие решений политиками. В худшем – завуалированное стремление политика построить авторитаризм, воспользовавшись демократическими инструментами. Но закончиться это может еще хуже – хаосом, которым воспользуется Кремль. Все мы помним, как "Украинский выбор" (сами згаете кого) пытался регистрировать ОТГ как общественные организации, призывая не платить налоги государству. Без эффективного выстраивания работы базовых институций государства и общества, без повышения качества политической культуры и коммуникации, изменения на уровне перераспредления полномочий в треугольнике "президент-премьер-парламент" и т.д. – бессмысленны, потому что всегда найдется тот, кто попытается использовать эти изменения под себя.

Седьмой штамп: в Украине все плохо. Сторонники тотальной "зрады", похоже, не осознают своего деструктивного влияния на страну. Критика ради критики, когда наличие проблем важнее самого разрешения проблем, обессмысливает конструктивную критику как таковую вообще, а она действительно нужна. Как и важно наличие реальных, а не популистских, альтернатив. Тогда бы многие процессы действительно шли быстрее. Но главное зло от тотальной "зрады" – это отрицание каких-либо позитивов, которые, между прочим, в тяжелые годы войны очень нелегко дались государству и гражданам. А это то же самое, что отрицание самой Украины, отчаянно сражающейся все эти годы за право быть самодостаточной страной, а не постсоветским осколком.

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...