Євген Філіндаш Директор Украинского центра социальной аналитики

Лукашенко vs. Бен Али, Бериша и Мубарак: угадайте, кто для Запада демократ?

03 лютого 2011, 16:46

В последнее время самыми яркими событиями в мире, к которым было привлечено внимание наших СМИ, стал ряд бурных событий – вначале в Беларуси, а затем в Тунисе и Египте, и их последствия. Схожие события в Албании при этом промелькнули несколькими сюжетами в один день и больше не освещались. Любопытно сравнить все эти события и реакцию на них "мировой общественности" – в лице руководства ведущих стран Запада и "мировых" (т.е. западных) СМИ, за которыми следует и большинство СМИ украинских.

Итак, сравним по порядку.



Беларусь.

Лукашенко выиграл президентские выборы с большим отрывом, набрав 80% голосов, после чего несколько тысяч (по разным данным – от 5 до 40 тысяч, наиболее вероятна, очевидно, средняя цифра – около 20 тысяч) оппозиционеров вышли на акцию протеста, в ходе которой попытались штурмом взять здание правительства, выломав при этом двери и разбив окна в здании. После чего акция была разогнана милицией с применением дубинок (другие спецсредства, не говоря уж об огнестрельном оружии, не применялись), а около 600 ее участников было задержано. Большая часть из них вскоре была выпущена, повторно подобные акции больше не проходили.

Теперь – как отреагировал на эти события Запад. Известно как – Запад (и США, и ЕС) не признал результаты выборов, в очередной раз назвал Лукашенко "диктатором", ввел против Беларуси политические и экономические санкции. А также официально, в заявлении Госдепартамента США, сообщил о том, что "Соединенные Штаты планируют увеличить в этом году как минимум на 30% помощь белорусскому гражданскому обществу, независимым СМИ и демократическим политическим партиям". То есть, называя вещи своими именами, Запад собирается увеличить уже имеющееся финансирование белорусской оппозиции, которая, собственно, и ведет свою деятельность в основном за счет западного финансирования.

Тунис.

Бывший тунисский лидер Бен Али был давним партнером и союзником Запада. Еще в 1995 г. Тунис во главе с Бен Али подписал договор об ассоциированном членстве в ЕС, включая создание зоны свободной торговли (чего Украина, кстати, за много лет так и не добилась), а в 2005 г. Тунис присоединился к американской "Транссахарской контртеррористической инициативе".

Западные страны – в особенности, США и Франция, были главными кредиторами Туниса, ежегодно оказывали режиму Бен Али безвозмездную военную и финансовую помощь на десятки миллионов долларов, называли его своим ключевым союзником в регионе Сахары.

МВФ присвоил Тунису, который во главе с Бен Али проводил либерально-рыночную экономическую политику, высокие кредитные рейтинги и описывал ситуацию в стране как "разумное макроэкономическое правление", а западные СМИ писали об "экономическом чуде" в Тунисе, называя его "одним из африканских львов".

И, естественно, Запад "не замечал", что Бен Али бессменно правил страной с 1987 года (Лукашенко, кстати – с 1994 г.), переизбираясь пять раз подряд, что все эти годы парламентское большинство составляли исключительно члены его партии, а оппозиционные партии были максимально "задавлены". Что в 1990-х гг. в Тунисе было арестовано 18 тысяч членов оппозиционной исламской организации "Ан-Нахды", включая большинство ее лидеров, а в госаппарате проводились "чистки рядов", откуда были уволены сторонники оппозиционеров. Что многие руководители исламистов получили длительные сроки тюремного заключения. Что многие оппозиционные журналисты оказывались в тюрьмах или бежали за границу, а власть фильтровала вообще всё информационное пространство, включая Интернет.

А бывший президент Франции Жак Ширак, говоря в свое время о "тунисском экономическом чуде", заявил: "наиболее важные права человека – это права быть сытым, здоровым, образованным и иметь жильё", почему-то "забыв" при этом о столь любимых Западом "свободе слова" и "правах оппозиции".

Западные СМИ начали широко освещать тунисские события только после того, как грандиозная демонстрация прошла по улицам столицы, за день до бегства Бен Али, когда уже пошла цепная реакция в других странах региона – волна самосожжений, "продовольственных бунтов" и политических демонстраций. При этом они практически игнорировали бушевавшие до этого несколько недель подряд массовые народные выступления в ряде других тунисских городов и первые жертвы, появившиеся среди демонстрантов.

Кстати, не случайно Бен Али вместе со своей семьей, спасаясь от возможной расправы, полетел вначале в поддерживавшую его на протяжении всего правления Францию, и лишь потом, когда Париж, поняв, что Бен Али к власти уже не сможет вернуться, быстренько от него открестился, тот оказался в Саудовской Аравии.

До того, как Бен Али потерял власть и бежал из страны, ни одного заявления, хоть как-то осуждающего его режим как "недемократический", не говоря уже о каких-то санкциях, никто на Западе не делал.

Албания.

В конце января в столице Албании Тиране на улице вышли десятки тысяч (сами оппозиционеры заявляют о сотнях тысяч, минимальная оценка западных информагентств – 20 тысяч) людей, требуя отставки правительства и обвиняя его в коррупции и фальсификации предыдущих парламентских выборов. На выборах правящая теперь Демократическая партия по официальным данным лишь на 1,6 % опередила оппозиционных социалистов, которые приводили данные о фальсификациях, но под давлением дипломатов Евросоюза выборы были признаны состоявшимися, и премьер-министром стал Сали Бериша из Демократической партии Албании.

Итак, как и в Беларуси, оппозиция обвиняет власть в фальсификациях и вышла на улицы. При этом, в отличие от Беларуси, оппозиция значительно более популярна в народе. Об этом свидетельствуют и результаты выборов – почти полное равенство власти и оппозиции даже по официальным данным. И то, что, даже если демонстрантов было 20 тысяч (а не больше 100 тысяч, как заявляет сама оппозиция), то для Тираны с населением в 350 тысяч это составляет совсем другой процент (на улицы в таком случае вышел примерно каждый седьмой взрослый житель албанской столицы), чем те же 20 тысяч для Минска с населением 1 миллион 800 тысяч человек. И, кстати, сведений о финансировании албанской оппозиции, в отличие от белорусской, откуда-то из-за рубежа, нет и не было.

Так вот – вышедшие на улицы албанские оппозиционеры, еще на дальних подступах к зданию правительства (а не в процессе выламывания дверей и разбивания окон, как в Минске) столкнулись с отрядами полиции и республиканской гвардии. Которые в процессе разгона демонстрации применили не только дубинки, а также слезоточивый газ и водометы (которые, кстати, в Минске вообще не применялись), но и начали стрелять в демонстрантов. В результате – сотни задержанных, десятки раненых, а трое демонстрантов было убито республиканскими гвардейцами выстрелами из огнестрельного оружия.

И что же Запад? А ничего. Никаких осуждающих албанские власти заявлений, а тем более угроз и санкций. Западные СМИ (а за ними, естественно, и большинство наших, в вопросах международной политики в основном слепо следующих за западными) мгновенно переключились с Албании на другие темы, не вспоминая больше об этой неприятной для Запада теме – хотя, в отличие от Беларуси, массовые оппозиционные демонстрации там продолжались.

А ведь Албания – член НАТО, "клуба демократических цивилизованных государств", как уверяют нас на Западе и вслед за ним наши доморощенные западники. И, по идее, избиения и убийства оппозиционных демонстрантов властями страны – члена НАТО и потенциального члена ЕС, должны были вызвать шум в мировых СМИ и жесткую реакцию Запада в масштабах, как минимум не меньших, чем в отношении Беларуси, где жертв не было и оппозиционеры отделались синяками и ушибами. Но, как видим – ни шума, ни другой реакции.

И эти албанские события – не просто какая-то случайность. Еще в 2008 году, когда Албания только вступала в НАТО, нынешний премьер Албании, "демократ" Сали Бериша уже угрожал убийством своим политическим противникам. Причем делал это публично, в стенах парламента. Тогда Бериша вел дискуссию по вопросу о назначении нового министра здравоохранения. Тогда премьер-министр отказался от услуг одного коалиционного партнера в пользу другого.

Отвергнутый же коалиционный партнер, теперь уже оппозиционер Таулан Баллы, решил поиронизировать над новым назначением. Он заявил, что теперь, "в свете назначения Анилы министром здравоохранения, у премьера могут возникнуть проблемы дома, так как о должности министра его может попросить собственная дочь". На это Бериша ответил так: "Ты должен знать, что я тебя убью! Тебе не удастся уйти живым! Я тебя убью!". Вся эта дискуссия транслировалась в прямом эфире албанского телевидения.

На Западе, очевидно, решили, что такие демократы им вполне подходят и в 2009 году Албания успешно вступила в НАТО.

Египет.

Нынешний президент Египта, Хосни Мубарак, правит страной уже 30 лет подряд. Все это время в стране официально действует чрезвычайное положение, при котором, невзирая на периодическое проведение выборов, вся власть сосредоточена в руках президента. Основной соперник Мубарака на последних президентских выборах, лидер египетской оппозиционной партии "Завтра" Айман Нур вскоре после выборов был приговорен к 5 годам тюрьмы. Оппозиционные выступления в стране неоднократно подавлялись силовыми методами.

И что же Запад? Думаю, вы уже догадываетесь. Так как Мубарак все эти годы шел в фарватере Запада – в частности, поддерживал в 1991 году войну против Ирака и даже направил в помощь американцам и другим странам НАТО египетские войска, едва ли не единственный в арабском мире был в хороших отношениях с Израилем и т.д., то он, как и Бен Али, и Сали Бериша, и многие другие, был "своим сукиным сыном" для Запада.

Египет много лет получает от США ежегодную финансовую помощь от США в размере более 1,5 миллиарда долларов, ему периодически списывают внешние долги и дают новые кредиты, и т.д.

И даже сейчас, когда в результате попыток подавления массовых демонстраций, в Египте по данным ООН, погибло уже около 300 человек, не говоря уже о раненых, Запад не демонстрирует в отношении Мубарака ничего подобного тому, что он делает против Лукашенко.

По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон в недавнем интервью телекомпании NBC, Мубарак, оказывается, "проявляет сдержанность в отношении мирных демонстрантов" и потому "администрация президента Барака Обамы пока не рассматривает вопрос о прекращении предоставления Египту ежегодной финансовой помощи". Действительно, сдержанность – всего лишь каких-то жалкие три сотни сравнительно демократически убитых. Куда им до ужасных синяков и шишек оппозиционеров, полученных в "тоталитарной Беларуси".

А "премьер-министр Кэмерон и президент Обама едины в своем отношении к происходящему в Египте и считают, что Египет нуждается в политических реформах", – сообщил представитель премьер-министра Британии. "Канцлер подчеркнула, насколько важно поддержать диалог с народом, и в особенности с молодежью, и отозваться на их вполне оправданные беспокойства", – сказал представитель Ангелы Меркель Штеффен Зайберт.

Тон, в котором западные лидеры говорят сейчас о событиях в Египте, как видим, весьма осторожный и обтекаемый. Ведь непонятно еще до конца, удержится ли в итоге Мубарак у власти, или нет. По этим же причинам и семья Мубарака благополучно пребывает сейчас в Лондоне. Вот если Мубарак не удержится, тогда, как и в случае с Тунисом, Запад сделает хорошую мину при плохой игре и сообщит, что он всегда поддерживал демократические устремления египетского народа к свободе" и Мубарака решительно осудит – забыв о своей предыдущей 30-летней поддержке. А вот сели удержится – тогда обо всей этой истории предпочтут забыть, как это уже произошло с Албанией.

И только те, кто, как Лукашенко, проводит действительно независимую и успешную (по последним официальным данным ООН об индексе развития человеческого потенциала – обобщающем показателю качества жизни, Беларусь значительно опережает и Албанию, и все остальные страны СНГ, включая Россию с Украиной, и Тунис с Египтом), политику в интересах собственного народа, а не Запада (или других мировых центров влияния), всегда будут для западных и подпевающих им по всему миру "демократов" "жестокими тиранами". А тех, лояльных к интересам Запада, правителей, кто действительно держит свои страны в нищете и не стесняется стрелять в демонстрантов и убивать их, "мировое сообщество" по-прежнему будет одобряюще похлопывать по плечу и периодически подкидывать им миллиардик-другой на "поддержание демократии".

Ведь кому, как не "светочам демократии", по приказу которых были начаты войны, только за последние полтора десятилетия угробившие в Югославии, Ираке, Афганистане сотни тысяч жизней мирных граждан, знать, какой кровью (чужой) дается "поддержание демократии". При которой право определять, кто является "прогрессивным демократом", а кто – "жестоким диктатором", зависит от очень убедительных СМИ, очень больших денег, и очень больших авианосцев.

powered by lun.ua
Коментарі — 173
Анатолий Удовиченко _ 06.02.2011 14:17
IP: 178.125.246.---
Ну и о чем эта, извините, писанина? И для кого?
robson _ 05.02.2011 17:19
IP: 94.178.162.---
http://www.zn.ua/online/articles/74855#article Филиндаш просил док-ва того,что Лукашенко миллиардер
sergm _ 05.02.2011 01:36
IP: 93.73.134.---
чмо, стули пельку
py2 _ 04.02.2011 13:15
IP: 82.207.120.---
Отличная статья. Ну а в комментах, как обычно, адский ад – Мороз – иуда, Филиндаш – комсомолец-приспособленец и так далее. По теме тишина
Вся УП в этом.
Serhiy _ 04.02.2011 13:15
IP: 212.109.49.---
"Грицько Нечеса _ 04.02.2011 10:11
Serhiy:
Кому як не комуністам все те знати. Скільки років вони підтримували нашими грошима криваві режими. Хіба не вони воювали зі США за контроль нам опіумом Афганістану? Як кажуть, на злодії шапка горить
Они, они, просто маскали очень не хотели прямых поставок героина из Афгана в Москву, чего так домогались Штаты. Сейчас вот Штаты победили и все наладилось – 97% героина производится в Афганистане."

Вони, вони. Саме комуністи хотіли контролювати трафік основного опіумного регіону світу, саме вони прагнули мати на ньому свій комуняцький жидо-масонський гешефт. І США прагнули того ж самого, два чоботи – пара
Бууу-га-га _ 04.02.2011 12:54
IP: 194.50.169.---
До речі, українська Отаманщина якраз і була породжена незрілістю української нації, яка саме перебувала на етапі становлення, відсутністю єдності в стратегічних питаннях, нерозумінні своїх інтересів, в тому числі геополітичних, не лише суспільством, але й постколоніальною елітою, яка якраз в більшості своїй і страждала отією самою "меншовартістністю" і шарпалася з одного боку в інший. Самостійники з Міхновським на чолі, опинилися у меншості, на жаль. До свого Пілсудського українське суспільство на той час ще не дозріло. В нас не виявилося того, що було в поляків, чи фінів, для яких цінність власної національної держави не підлягала сумніву, попри будь-які внутрішні поділи на лівих, правих, чи ще якихось. Ось тому більшовицька пропаганда діяла на українських селян та робітників і не деяла на польських.
Бууу-га-га _ 04.02.2011 11:27
IP: 194.50.169.---
Грицько Нечеса _ 04.02.2011 11:05

Якщо в "самостійщину" Ви вкладаєте саме таке значення, то не можу з Вами не погодитися. Але, як Ви слушно зауважили, притаманна вона була не лише українцям. В "бєлом двіженії" мали місце ті ж самі вади, що й в нашій Отаманщині, тому "червоні" й перемогли. "Порядок бьет класс".
Бууу-га-га _ 04.02.2011 11:19
IP: 194.50.169.---
І до Вашого відома, націоналізм та "самостійщина" зовсім не є українським феноменом. Це ті етапи, які пройшли усі нації, котрі тривалий час перебували в колоніальному статусі і були позбавлені власної держави. Націоналізм зникає разом із чинниками, що його породжують, коли нація здобуває назалежність і затверджується в новому статусі. Доки існує загоза втрати незалежності, доки колишня метрополія не залишає спроб відновити втрачений вплив, застосовуючи найрізноманітніші форми політичного, економічного, інформаційного та культурного тиску, доки продовжує діяти потужна "п'ята колона" цієї метрополії, доти існуватиме і націоналізм, як захисний механізм нації для збереження власної ідентичності та незалежності. Отже, український націоналізм зникне не раніше, ніж російський імперський шовінізм (націоналізм панівної нації з імперськими амбіціями, що спрямований не на захист, а на експансію), який якраз і є "псіхічєскім растройством", що отримало "друге дихання" та посилено прогресує
Бууу-га-га _ 04.02.2011 11:18
IP: 194.50.169.---
впродовж останнього десятиріччя разом з путінським "вставанєм с колєн" та штучним надуванням імперської "величі", що базується виключно на високих цінах на вуглеводні.
Грицько Нечеса _ 04.02.2011 11:05
IP: 178.165.64.---
Бууу-га-га:
"Чем кумушек судить, рядиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

Если "кругом враги", так может, проблема не во всех окружающих, а в себе? Может, это не "соседи" такие плохие, а сами ни с кем договориться и жить по-нормальному не можете? В каждой голове по два гетмана керуют? Взять революцию – на Дону, Кубани, Ставрополье, Астраханщине свои "государства" со своей "политикой", которые в гробу видели координировать усилия и между собой и с Деникиным или Колчаком. Такая же ситуация на Украине – куча самостийных атаманов и партий, воюющих друг с другом. Какие там большевики, поляки, румыны? А сейчас? Ющ и Юля – ярчайший пример, а куча "самостийных" партиек, мал-мала меньше, но считающих себя наместниками Бога? И каждая с радостью топин другую. Самостийщина – проклятье украинцев.
Бууу-га-га _ 04.02.2011 10:35
IP: 194.50.169.---
Грицько Нечеса _ 04.02.2011 10:08

Ну і в чому неправий Міхновський? В той час, коли він це писав, саме таким був стан речей, і український націоналізм якраз став цілком прогнозованою відповіддю пригнобленої нації на імперський шовінізм – російський, польский, румунський чи угорський. А першим українським націоналістом, ще задовго до Міхновського, був Шевченко Тарас Григорович. Антиімперські мотиви його творів, якраз і стали фундаментом ідеології, яку пізніше сформулювали Міхновський, Липинський та Донцов. З того часу багато що змінилося. Поляки, угорці, румуни та євреї (за винятком пінчуків, фірташів та коломойських) вже не панують над нами й не взискують нас, отже і ворогами бути перестали. От тільки "старший брат" ніяк не заспокоїться і все норовить затягти нас назад в імперське стойло.
Грицько Нечеса _ 04.02.2011 10:11
IP: 178.165.64.---
Serhiy:
Кому як не комуністам все те знати. Скільки років вони підтримували нашими грошима криваві режими. Хіба не вони воювали зі США за контроль нам опіумом Афганістану? Як кажуть, на злодії шапка горить
Они, они, просто маскали очень не хотели прямых поставок героина из Афгана в Москву, чего так домогались Штаты. Сейчас вот Штаты победили и все наладилось – 97% героина производится в Афганистане.
Грицько Нечеса _ 04.02.2011 10:08
IP: 178.165.64.---
Бууу-га-га:
Aleks_Vers _ 04.02.2011 00:00

Верно, в Европе их считают РАШИСТАМИ, то есть – русскими фашистами. Путлер – типичный русский фюрер. У него большими буквами на роже написано – НАЦИСТ. А стоит ему открыть рот – пропадают всякие сомнения на этот счет.
Михновский:
"2.Усі люди – твої браття, але москалі, ляхи, угри, румуни та жиди – се вороги нашого народу, поки вони панують над нами й визискують нас." – так что "украинский национализм" или "самостийщина" – это психическое расстройство, прогрессирующее уже с сотню лет и вызывающее в качестве побочного эффекта чувство "меншовартости" и желание всем демонстрировать свою ущербность и неспособность к счастливой и успешной жизни.
Бууу-га-га _ 04.02.2011 09:58
IP: 194.50.169.---
Aleks_Vers _ 04.02.2011 00:00

Верно, в Европе их считают РАШИСТАМИ, то есть – русскими фашистами. Путлер – типичный русский фюрер. У него большими буквами на роже написано – НАЦИСТ. А стоит ему открыть рот – пропадают всякие сомнения на этот счет.
Serhiy _ 04.02.2011 09:48
IP: 212.109.49.---
Кому як не комуністам все те знати. Скільки років вони підтримували нашими грошима криваві режими. Хіба не вони воювали зі США за контроль нам опіумом Афганістану? Як кажуть, на злодії шапка горить
Грицько Нечеса _ 04.02.2011 09:23
IP: 178.165.64.---
Ну автор, как ребенок, чесслово, на святое замахнулся. Это что же,пан Евген, вы хотите, чтобы были сорваны поставки органов для транспланталогии и героина для для всего цивилизованного мира? Это же недопустимо! Чем больше демонстраций – тем больший объем поступления трансплантата в клиники Европы и Америки. Понимать надо! А батька, сцука, воровать не дает. Мне вообщн про беспредел рассказали – при открытии кафе потребовали справки о доходах, а генерал милиции (!) вынужден соблюдать правила, поскольку о любом нарушении "высокопосадовцив" идет доклад лично Лукашенко. Нет, с таким беспределом нужно кончать. Правда, демократы?
bucha12 _ 04.02.2011 09:04
IP: 62.216.35.---
http://www.youtube.com/watch?v=kDiniRwIQmA
Андрей-с-Востока _ 04.02.2011 08:24
IP: 92.112.107.---
Aleks_Vers:
Ты что считаешь русских фашистами???
Фашизм идёт к нам из "русского мира".
KVladko _ 04.02.2011 08:06
IP: 212.111.198.---
Автор – толковый парень. Всё верно подмечено.
slva _ 04.02.2011 02:23
IP: 178.137.5.---
ответ.Американцы страшные люди.И гегемоны.Правда.Росия тоже самое только хуже потому что общая граница.
КТО СИЛЬНЕЕ ТОТ И ПРАВ.
У нас никто спрашивает.Януковичь здал уже все.и америке и росии.
slva _ 04.02.2011 02:13
IP: 178.137.5.---
Александр Чаленко:
Отличный текст, Женя! Умничка!
Ты как и я настоящий некрофил
slva _ 04.02.2011 02:11
IP: 178.137.5.---
фото сверху никрофила какого то.Незнаете чее это.Фамилие его как.
Armoured _ 04.02.2011 00:43
IP: 95.69.173.---
Aleks_Vers:
Ты что считаешь русских фашистами??? это смешно)) Даже в Европе их таковыми не считают...
-----------------
Европа-это неудачный пример.У них двойные стандарты и гнилая мораль.Европа помогала Америке разбомбить Милошевича-самого человеколюбивого президента в мире.
А Путин-нацист 100% и современная Россия-нацистское государство похлеще Германии 30-40-х годов прошлого века.
Pokemon9 _ 04.02.2011 00:13
IP: 178.74.202.---
Aleks_Vers:


Андрей-с-Востока:
Aleks_Vers:
brammin:
Филиндаш – антиамериканист и российский холуй.
Все в этом мире относительно, как говорил Эйнштейн. Для тебя кажется так, а мне наоборот кажется, что ты руссофоб и американский холуй:-)
русофоб = антифашист
Значение слова руссофоб http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1012926
Ты что считаешь русских фашистами??? это смешно)) Даже в Европе их таковыми не считают...
А кто зигу кидал 11 декабря на Манежной?
Aleks_Vers _ 04.02.2011 00:00
IP: 109.254.83.---
Андрей-с-Востока:
Aleks_Vers:
brammin:
Филиндаш – антиамериканист и российский холуй.
Все в этом мире относительно, как говорил Эйнштейн. Для тебя кажется так, а мне наоборот кажется, что ты руссофоб и американский холуй:-)
русофоб = антифашист
Значение слова руссофоб http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1012926
Ты что считаешь русских фашистами??? это смешно)) Даже в Европе их таковыми не считают...
Корупція1296 Україна та Європа1068 Aтака Путіна1189 тітушки19 Уряд реформ392
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter