Моновласть
"Особенность кетча – в том, что это зрелище чрезмерности... Публике же нет никакого дела до того, подстроен поединок или нет, и она права: она вверяется главному свойству всякого зрелища – его способности отменить понятия мотивов и последствий; ей важно не то, что она думает, а то, что она видит... Кетчисты, люди опытные, прекрасно умеют подчинять любые случайные эпизоды поединка тому образу, который творит себе публика из волшебных мотивов мифологии". ("Мифологии", Р. Барт)
После начала работы Верховной Рады 9 созыва и создания монобольшинства можем говорить о следующих подходах на старте.
1.Нарушение процедуры. Речь идет как о последовательности рассмотрения вопросов, предусмотренных регламентом, так и о голосовании за изменения в Конституцию на первой сессии. Решение Конституционного суда от 2016 года очень четко разъясняет, что первая сессия не является очередной, как и внеочередная сессия не является очередной. Это значит, что это голосование на каком-то этапе может быть обжаловано в КС.
2. По-прежнему отсутствие четких приоритетов. Выступление Владимира Зеленского в парламенте традиционно было в стиле "за все хорошее и против всего плохого". Времени, отведенного на вопросы для премьера в парламенте, как и для претендентов на другие позиции, было очень мало. Между тем, некоторые новшества – алогичны. Например, объединение Министерства топлива и энергетики с Министерством экологии и природных ресурсов (понятно, что не в пользу последнего). Зато на фоне активно проявляемой заботы СБУ об экологии (имею в виду проверки на разных крупных предприятиях). Кстати, если уж говорить об СБУ, то очень у многих вызвала недоумение фраза главы СБУ о справделивом разделе социальных благ как задаче Службы безопасности.
3. Кадровый состав Кабмина – очень разный. Есть те, чей профессиональный опыт вселяет большой оптимизм, есть те, кто ассоциируются с разными группами влияния, а есть и те, о которых мало что известно вообще. Закономерно, что за премьера в парламенте голосовали: фракция "Слуга народа", внефракционные и депутатская группа "За майбутнє" (к которой, возможно, имеет отношение Игорь Коломойский – соглава группы Тарас Батенко является лидером партии Укроп с 2016 года).
4. Демонстрация бурной деятельности. В частности, ночное голосование за вопросы, которые не требуют голосования. Но настоящий риск – это количество вместо качества (все мы помним анонсированные Русланом Стефанчуком 465 поправки к Конституции).
5. Концентрация полномочий президента. Многие отметили поведение Владимира Зеленского в парламенте – имею в виду и фразы в адрес депутатов, и периодические указания спикеру, что надо идти дальше (в смысле, переходить к следующим вопросам). Намек президента на то, что через год он может разогнать парламент – это от непонимания (в том смысле, что следующий парламент будет точно менее лоялен Зеленскому). Но куда более показательными являются законопроекты, которые подал президент в ВР. Например, законопроект о конституционно закрепленном праве президента назначать и увольнять глав НАБУ и ГБР, установить контроль за регуляторными комиссиями.
В целом, у новой власти сохраняется подход на быстрый результат, пиар и аплодисменты. И эти особенности стиля, похоже, прекрасно поняла российская власть, активно используя для дальнейшего шантажа Украины (история с несостоявшимся обменом и бесконечным задействованием Виктора Медвдчука для "политической ревности" наглядно это продемонстрировала).
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.