28 січня 2021, 17:15

Что не так с идеей всеукраинского референдума

Сразу уточню: текст не столько о конкретном законопроекте (номер 3612) о всеукраинском референдуме, проголосованном во втором чтении, сколько о самой идее.

О сути и качестве законопроекте уже много написано, в том числе профессиональный и подробный анализ не/соответствия отдельных норм Конституции. В этом смысле, этот законопроект имеет основания для критики как со стороны тех, кто видит риски в использовании этого инструмента, так и тех, кто считают, что референдумы нужны по каждому поводу

Я же хочу написать о самой идее. Потому что последовательность в принятии/инициировании любых решений, на мой взгляд, должна быть именно такой – от общего к конкретному.

Сам по себе инструмент народовластия – это, наверное, неплохо. Но он действенен и работает "в плюс" только тогда, когда и политики, и общество понимают, как работает этот "навык" (а закон в каком-то смысле – это и есть навык и умение). И когда политики и общество понимают суть вопроса, который выносится на всенародное обсуждение.

Инструменты народовластия (если оно направлено на усовершенствование жизни государства и граждан, а не используется манипулятивно политиками то ли для усиления своей власти, то ли для снятия ответственности с себя) – это не упрощение, а усложнение.

Демократию нельзя привнести извне, она может сформироваться только изнутри. Когда есть достаточное количество людей, которые понимают, как работают ее составляющие.

У нас же все воспринимается как упрощение. В условиях неэффективности базовых институций, а также практически отсутствия содержательной коммуникации (по существу) вообще по любому вопросу, разговоры о народовластии – это профанация.

Если власть/политики действительно хотят привлекать граждан к процессу формирования решений, то: а).надо самим для начала иметь осмысленную позицию; б).менять подходы в публичной коммуникации. А когда, извините, сами политики не могут объяснить, как, скажем, сокращение депутатов до 300 качественно (а не количественно) улучшит систему управления, то в чем смисл и целесообразность спрашивать об этом у граждан?

И это ещё вопрос, насколько сами граждане готовы разделять ответственность за решения вместе с политиками. К умению жить в многоуровневой системе и сложном обществе надо ещё прийти.

Так, может, правильно было бы начать с локальных референдумов (с четким перечнем исключительно социальных вопросов), чтобы показать гражданам, как они сами на местном уровне могут улучшать свою жизнь через участие в выработке и принятии решений? Ну и как минимум – провести анализ эффективности такого инструмента, как петиции.

powered by lun.ua

Бег на месте

Все чаще задаюсь вопросом: чем вообще занимаются украинские элиты? И власть, и оппозиция. Украинцы и так достаточно украиноцентричны, и зачастую им вообще неинтересны процессы и логика событий за пределами страны...

Древняя украинская максима "Бумеранг улетел, но обещал вернуться" в контексте политики

Первое, о чем должен думать любой политик – это то, что он во власти не навсегда. А поскольку государство – это в том числе политические традиции и культура, то любая практика, применяемая одним политиком, впоследствии может быть применена и в отношении и него самого...

Древняя украинская максима "Бумеранг улетел, но обещал вернуться" в контексте политики

Первое, о чем должен думать любой политик – это то, что он во власти не навсегда. А поскольку государство – это в том числе политические традиции и культура, то любая практика, применяемая одним политиком, впоследствии может быть применена и в отношении и него самого...

Когда власть использует государство как политтехнологию

У любой власти всегда есть публичная и непубличная сторона. Формальная риторика, с которой она идет на выборы (для массового потребителя), и не озвученная цель прихода, понятная при этом всем элитам...

О ситуации вокруг СП-2 после завершения строительства

Агенство Bloomberg на днях написало о том, что США и Германия готовят соглашение, касающееся ситуации с "Северным потоком-2". Это соглашение (как следует из текста) о том, как предотвратить возможное злоупотребление Россией этим проектом в гео/политических целях...

Коротко об итогах саммита Байден-Путин

1. Все прогнозировано – и темы, и возможные результаты, которые есть в очень отдельных сферах. В этом смысле, саммит действительно несколько внешне скучный (как его характеризовали многие западные СМИ)...