4 листопада 2012, 17:49

Cтоит ли оппозиции "играть на мизере"?

Главная новость дня – призыв Анатолия Гриценко "обнулить партийные списки и не идти в Раду при нынешних условиях". Конечно, это заявление отражает высокий градус политических эмоций, ставших следствием острых конфликтов в целом ряде мажоритарных округов. Но в нем есть и политический расчет. Скажу больше, думаю, что заявление А.Гриценко отражает позицию Юлии Тимошенко. Еще несколько дней назад Сергей Власенко уже озвучивал подобную точку зрения. А за мнением С.Власенко очень часто прослеживается позиция Ю.Тимошенко. В чем смысл этой радикальной стратегии? Оппозиционные фракции на данный момент могут получить 180 депутатских мандатов. И если все вновь избранные депутаты от оппозиции откажутся от своих мандатов, то это заблокирует работу нового состава Верховной Рады. Если в парламенте будет меньше 300 депутатов, то он будет нелегитимным, так как в соответствии со ст. 82 Конституции Украины Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава. Следовательно, придется проводить перевыборы. И оппозиция надеется, что на этих перевыборах в ее пользу сыграют и оппозиционные настроения активных избирателей, и прогнозируемое ухудшение социально-экономической ситуации, и снижение явки части избирателей, которые могли бы проголосовать за власть или "третьи силы".

Но удастся ли оппозиции реализовать такую радикальную стратегию?

Во-первых, ее должны практически (путем отказа от своих депутатских мандатов) поддержать все три оппозиционные силы, прошедшие в новый парламент.

Во-вторых, насколько я помню, нынешний закон о выборах народных депутатов не предусматривает "обнуления" партийных списков. Партия могла отозвать своих кандидатов не позднее, чем за 12 дней до голосования. После выборов она этого сделать не может. Каждый вновь избранный депутат должен лично отказаться от депутатского мандата. Это должны лично сделать и все кандидаты в депутаты по партийным спискам. И если в непроходной части партийных списков "Батькивщины", "Свободы", "УДАРа" (где-то в их второй сотне) найдется суммарно человек 35, которые захотят стать депутатами и не поддержат партийное решение об отказе от депутатских мандатов, то вся эта стратегия терпит фиаско. Аутсайдерам партийных списков оппозиции, желающих стать депутатами, даже помогут в судебном порядке опротестовать соответствующее решение партийных съездов или те заявления об отказе от депутатского мандата, которые у кандидатов в депутаты собирали перед выборами.

В-третьих, даже если удастся добиться нелегитимности новой Верховной Рады, до формирования нового состава парламента будет действовать нынешний состав народных депутатов. И в ответ на радикальный сценарий своих оппонентов из оппозиции, нынешнее парламентское большинство может, например, изменить закон о выборах народных депутатов. Выборы могут провести только по мажоритарной избирательной системе (без всяких партийных списков) или вернут в закон норму о снятии с выборов кандидатов, получивших два предупреждения. И тогда нынешние проблемы оппозиции на мажоритарных округах могут показаться цветочками по сравнению с новыми проблемами на внеочередных парламентских выборах. К тому же давайте не забывать, что указ о внеочередных выборах издает Президент. И Президент может потянуть с датой новых выборов до соответствующих законодательных решений нынешнего парламента.

Вывод простой – стратегия перевыборов является очень рискованной. Для любителей преферанса приведу такую аналогию: идти сейчас на отказ от депутатских мандатов с целью провоцирования парламентских перевыборов это все равно, что играть "мизер" с тремя-четырьмя "пробоями". Выиграть можно, но только если очень повезет. Рисков проиграть (и очень много) – гораздо больше.

То, что предлагает А.Гриценко – это действия по принципу "все или ничего". Теоретически возможны тотальная победа оппозиции на парламентских перевыборах или новый Майдан. Но гораздо более вероятно, что в результате такого плана оппозиция вообще окажется вне парламента, а попытка обострить ситуацию приведет к усилению авторитарных тенденций. Печальный опыт большинства постсоветских стран показывает, что вне парламента оппозиция теряет ресурс своего влияния и быстро маргинализируется.

Есть ли другой – более реалистичный и прагматичный вариант действий оппозиции? На мой взгляд, да. Это – требование перевыборов по спорным мажоритарным округам и концентрация усилий оппозиции по этим округам. Если это требование не будет выполнено, то оппозиция может заблокировать и принятие присяги депутатов от спорных округов, и саму работу парламента. Но для этого надо идти в парламент. В парламент надо идти и для того, чтобы у оппозиции был политический и правовой плацдарм для успешного участия в президентских и будущих парламентских выборах. Если такого плацдарма не будет, то не будет и шансов на победу на этих выборах.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...