Володимир Фесенко Політолог, керівник Центру політичного аналізу "Пента"

Cтоит ли оппозиции "играть на мизере"?

04 листопада 2012, 17:49

Главная новость дня – призыв Анатолия Гриценко "обнулить партийные списки и не идти в Раду при нынешних условиях". Конечно, это заявление отражает высокий градус политических эмоций, ставших следствием острых конфликтов в целом ряде мажоритарных округов. Но в нем есть и политический расчет. Скажу больше, думаю, что заявление А.Гриценко отражает позицию Юлии Тимошенко. Еще несколько дней назад Сергей Власенко уже озвучивал подобную точку зрения. А за мнением С.Власенко очень часто прослеживается позиция Ю.Тимошенко. В чем смысл этой радикальной стратегии? Оппозиционные фракции на данный момент могут получить 180 депутатских мандатов. И если все вновь избранные депутаты от оппозиции откажутся от своих мандатов, то это заблокирует работу нового состава Верховной Рады. Если в парламенте будет меньше 300 депутатов, то он будет нелегитимным, так как в соответствии со ст. 82 Конституции Украины Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава. Следовательно, придется проводить перевыборы. И оппозиция надеется, что на этих перевыборах в ее пользу сыграют и оппозиционные настроения активных избирателей, и прогнозируемое ухудшение социально-экономической ситуации, и снижение явки части избирателей, которые могли бы проголосовать за власть или "третьи силы".

Но удастся ли оппозиции реализовать такую радикальную стратегию?

Во-первых, ее должны практически (путем отказа от своих депутатских мандатов) поддержать все три оппозиционные силы, прошедшие в новый парламент.

Во-вторых, насколько я помню, нынешний закон о выборах народных депутатов не предусматривает "обнуления" партийных списков. Партия могла отозвать своих кандидатов не позднее, чем за 12 дней до голосования. После выборов она этого сделать не может. Каждый вновь избранный депутат должен лично отказаться от депутатского мандата. Это должны лично сделать и все кандидаты в депутаты по партийным спискам. И если в непроходной части партийных списков "Батькивщины", "Свободы", "УДАРа" (где-то в их второй сотне) найдется суммарно человек 35, которые захотят стать депутатами и не поддержат партийное решение об отказе от депутатских мандатов, то вся эта стратегия терпит фиаско. Аутсайдерам партийных списков оппозиции, желающих стать депутатами, даже помогут в судебном порядке опротестовать соответствующее решение партийных съездов или те заявления об отказе от депутатского мандата, которые у кандидатов в депутаты собирали перед выборами.

В-третьих, даже если удастся добиться нелегитимности новой Верховной Рады, до формирования нового состава парламента будет действовать нынешний состав народных депутатов. И в ответ на радикальный сценарий своих оппонентов из оппозиции, нынешнее парламентское большинство может, например, изменить закон о выборах народных депутатов. Выборы могут провести только по мажоритарной избирательной системе (без всяких партийных списков) или вернут в закон норму о снятии с выборов кандидатов, получивших два предупреждения. И тогда нынешние проблемы оппозиции на мажоритарных округах могут показаться цветочками по сравнению с новыми проблемами на внеочередных парламентских выборах. К тому же давайте не забывать, что указ о внеочередных выборах издает Президент. И Президент может потянуть с датой новых выборов до соответствующих законодательных решений нынешнего парламента.

Вывод простой – стратегия перевыборов является очень рискованной. Для любителей преферанса приведу такую аналогию: идти сейчас на отказ от депутатских мандатов с целью провоцирования парламентских перевыборов это все равно, что играть "мизер" с тремя-четырьмя "пробоями". Выиграть можно, но только если очень повезет. Рисков проиграть (и очень много) – гораздо больше.

То, что предлагает А.Гриценко – это действия по принципу "все или ничего". Теоретически возможны тотальная победа оппозиции на парламентских перевыборах или новый Майдан. Но гораздо более вероятно, что в результате такого плана оппозиция вообще окажется вне парламента, а попытка обострить ситуацию приведет к усилению авторитарных тенденций. Печальный опыт большинства постсоветских стран показывает, что вне парламента оппозиция теряет ресурс своего влияния и быстро маргинализируется.

Есть ли другой – более реалистичный и прагматичный вариант действий оппозиции? На мой взгляд, да. Это – требование перевыборов по спорным мажоритарным округам и концентрация усилий оппозиции по этим округам. Если это требование не будет выполнено, то оппозиция может заблокировать и принятие присяги депутатов от спорных округов, и саму работу парламента. Но для этого надо идти в парламент. В парламент надо идти и для того, чтобы у оппозиции был политический и правовой плацдарм для успешного участия в президентских и будущих парламентских выборах. Если такого плацдарма не будет, то не будет и шансов на победу на этих выборах.

powered by lun.ua
Коментарі — 211
kozel ynuch _ 04.11.2012 20:00
IP: 93.75.41.---
Odissej:
Есть путь, при котором можно легально добиться успеха в борьбе с режимом, а Кличко станет президентом при ближайших выборах. Это войти в парламент, но блокировать его при принятии любого сомнительного решения. Для того создать команду, способную нейтрализовать "бойцов" ПР. Вспомните, что было при ратификации Харьковского сговора. Виталий может и должен сплотить вокруг себя физически крепких ребят, чтобы Тадееву не пришло в голову штурмовать трибуну и увечить пожилого депутата. Это создаст и в стране атмосферу оптимизма в части возможности противостоять банде.
куйня ((никакой легитимизации выборов!
не ведитись на провокации рыгоботов.
от признания оппозицией зависит мнение международных наблюдателей!
против ЛОМА ТОЛЬКО ЛОМ!
vikkirichenko _ 04.11.2012 20:00
IP: 94.179.2.---
Голосовал за оппозиция, теперь буду точно знать много ли там тухлятины.
Pepto _ 04.11.2012 20:00
IP: 46.98.99.---
Odissej:
Есть путь, при котором можно легально добиться успеха в борьбе с режимом, а Кличко станет президентом при ближайших выборах. Это войти в парламент, но блокировать его при принятии любого сомнительного решения. Для того создать команду, способную нейтрализовать "бойцов" ПР. Вспомните, что было при ратификации Харьковского сговора. Виталий может и должен сплотить вокруг себя физически крепких ребят, чтобы Тадееву не пришло в голову штурмовать трибуну и увечить пожилого депутата. Это создаст и в стране атмосферу оптимизма в части возможности противостоять банде.
Согласен на все 100%
Гы гы, выбирайте меня в парламент, я тоже физически не подкачаю:)))
Odissej _ 04.11.2012 19:58
IP: 79.208.107.---
Есть путь, при котором можно легально добиться успеха в борьбе с режимом, а Кличко станет президентом при ближайших выборах. Это войти в парламент, но блокировать его при принятии любого сомнительного решения. Для того создать команду, способную нейтрализовать "бойцов" ПР. Вспомните, что было при ратификации Харьковского сговора. Виталий может и должен сплотить вокруг себя физически крепких ребят, чтобы Тадееву не пришло в голову штурмовать трибуну и увечить пожилого депутата. Это создаст и в стране атмосферу оптимизма в части возможности противостоять банде.
Alexey Eremin _ 04.11.2012 19:55
IP: 94.244.20.---
Ну с другой стороны партия властия заявляет тотус при 3-4-х дырках...-))) Да еще и пытается не только сквизить, но и мухлевать-))
бун _ 04.11.2012 19:54
IP: 178.95.136.---
Фесенко став дуже гламурним, а гламурність в українських умовах – це відстань до простого народу, як до іншої галактики. Яко політолух автор мав би написати, як конкретно будуть розвиватися події за сценарієм, який він пропонує. Як буде дивитися на владу народ, як будуть дивитися на Україну інші країни.
Pepto _ 04.11.2012 19:53
IP: 46.98.99.---
professional:
Согласен св теми, кто говорит о решительных мерах: политических, общественных, юридических, майданных.Но думать демократам нужно ГЛУБОКО! Ибо ошибки в законе о выборакх, где ПРдуны заложили много мин, которые сейчас взрываются, повторять НЕЛЬЗЯ!
Мажоритарка – вот Вам элементарщина, которой можно пользоваться, при наличии денег.
Берёте клоуна, вкидываете в него денежку, а там пройдёт – не пройдёт, не столь важно.
Важно когда таких клоунов зарядить, да побольше, то даже чисто математически выходит, чем больше клоунов заряжаешь, тем больше мандатов тяпаешь под себя соответственно.
Максим Шевченко _ 04.11.2012 19:52
IP: 95.132.187.---
Володимир Фесенко нужно мочить банду и млядей которые пишут умно о простом. ПР – укралиголоса и заставляли зеков больных пенсионеров инвалидов учителей врачей гос служащих голосовать за ПР + фальсифицировала в голосовании на дому и вбрасывала булетени по селам и там где не было наблюдателей. так же там и считала... Нас больше и рано или поздно мы дадим им всем пи.!
Pepto _ 04.11.2012 19:50
IP: 46.98.99.---
PRAW-DA:
IIIIIIIlIlstorichka:
Конечно, аппозиции надо идти в отказ. А власти взыскать с аппозиции деньги, потраченные на выборы. Мы же с вами не миллиардеры, чтобы платить за выборы дважды.
Ми – не міліардери. А от ви – так.
За даними Блумбергу Рінат Ахметов за рік збільшив свій капітал вдесятеро (!) з 1,8 до 19 мільярдів.
А ви кажете покращення нема.
"ФОРЕВА" ЦАРЬ ТА ЙОГО ФЕОДАЛИ! (хай би поздихали)
Откуда такие цифры, Вы прям из Ахметова чуть не бомжа делаете:))), по последним оценкам у Ахметова не меньше 25млрд.$ состояние...
professional _ 04.11.2012 19:48
IP: 92.112.174.---
Согласен св теми, кто говорит о решительных мерах: политических, общественных, юридических, майданных.Но думать демократам нужно ГЛУБОКО! Ибо ошибки в законе о выборакх, где ПРдуны заложили много мин, которые сейчас взрываются, повторять НЕЛЬЗЯ!
Pepto _ 04.11.2012 19:48
IP: 46.98.99.---
Яков Николаевич Осмоловский:
Всё покажет завтрашний митинг у ЦВК. Соберётся 50-60 тысяч – имеет смысл бороться. А ежли народ согласен брести в стойло – там ему и место.
Жил бы в Киеве – пришёл бы 100%:)))
PRAW-DA _ 04.11.2012 19:47
IP: 178.94.84.---
IIIIIIIlIlstorichka:
Конечно, аппозиции надо идти в отказ. А власти взыскать с аппозиции деньги, потраченные на выборы. Мы же с вами не миллиардеры, чтобы платить за выборы дважды.
Ми – не міліардери. А от ви – так.
За даними Блумбергу Рінат Ахметов за рік збільшив свій капітал вдесятеро (!) з 1,8 до 19 мільярдів.
А ви кажете покращення нема.
"ФОРЕВА" ЦАРЬ ТА ЙОГО ФЕОДАЛИ! (хай би поздихали)
Pepto _ 04.11.2012 19:47
IP: 46.98.99.---
Vladimir Routski:
xcc:
В першу чергу владі треба було пригальмувати внутрішнього Шуру Балаганова і не лізти з такими відвертими перекручуваннями в мажоритарних округах. Все решта – тільки наслідок їхніх дій.

І визнавати цей парламент опозиція не має ніякого права.
Шо толку? ЦВК визнає. Явка була? – Була. Мокрі протоколи отримані?- Отримали. Суди по скаргах пройшли? – Пройшли. Пішитє пісьма...
Пожалуй, пока что так думается, это наиболее вероятный сценарий.
Главное для нашего правящего бы...а, так сказать, процедура – "суды" над оппозиционерами, "выборы", после выборные "суды" и т.д.
Pepto _ 04.11.2012 19:44
IP: 46.98.99.---
Вопрос Владимиру Фесенко.
1. Что сейчас полезного, из того с чем собственно на выборы и шли, может сделать оппозиция, если у них элементарного (226 голосов) большинства нет?
2. Выборы однозначно должны быть по открытым партийный (партийным что бы не было среди выбора маргиналов) спискам, не так ли?
3. Не думаете ли Вы что именно сейчас как раз тот момент, та небольшая волна, на которой останавливаться не стоит?
Если проглотить всё то что есть, то народ может вабще разочароваться во всём. И тогда попробуй народ поднять. Нужно понимать, что доверие людей не безграничное и не "резиновое".
Vladimir Routski _ 04.11.2012 19:44
IP: 93.72.3.---
xcc:
В першу чергу владі треба було пригальмувати внутрішнього Шуру Балаганова і не лізти з такими відвертими перекручуваннями в мажоритарних округах. Все решта – тільки наслідок їхніх дій.

І визнавати цей парламент опозиція не має ніякого права.
Шо толку? ЦВК визнає. Явка була? – Була. Мокрі протоколи отримані?- Отримали. Суди по скаргах пройшли? – Пройшли. Пішитє пісьма...
xcc _ 04.11.2012 19:39
IP: 82.193.98.---
В першу чергу владі треба було пригальмувати внутрішнього Шуру Балаганова і не лізти з такими відвертими перекручуваннями в мажоритарних округах. Все решта – тільки наслідок їхніх дій.

І визнавати цей парламент опозиція не має ніякого права.
petrob _ 04.11.2012 19:38
IP: 37.52.237.---
Ризики величезні! Але напрямок дій опозиційних сил буде залежати по-перше, від рішучості,
сміливості,а головне кількості тих,хто вийде проти цих "беспрєдєльщиков".Як написав
Арсен Аваков:"Услышим ли мы главный голос!?". Показовою буде завтрашня акція
біля ЦВК.По-друге,важливою буде своєчасні та рішучі дії демократичної спільноти.
Тож завтра важливий день! Від розмов до діла!
petrob _ 04.11.2012 19:38
IP: 37.52.237.---
Ризики величезні! Але напрямок дій опозиційних сил буде залежати по-перше, від рішучості,
сміливості,а головне кількості тих,хто вийде проти цих "беспрєдєльщиков".Як написав
Арсен Аваков:"Услышим ли мы главный голос!?". Показовою буде завтрашня акція
біля ЦВК.По-друге,важливою буде своєчасні та рішучі дії демократичної спільноти.
Тож завтра важливий день! Від розмов до діла!
Vladimir Routski _ 04.11.2012 19:33
IP: 93.72.3.---
professional:
Всем нам надо ПОНЯТЬ: демократические силы смогут добиться успеха, если их будет поддерживать народ! Завтра будет видно насколько активен этот народ. Придет 10-20 тычяч – пиши пропало!!!
И столько не придет. Пора понять, что после ВАЮ революции долго не будет или она будет жестоко подавлена без всяких сантиментов (спасибо жителям Донбасса). Придется бороться в других условиях.
vikkirichenko _ 04.11.2012 19:30
IP: 94.179.2.---
Позволять делать то, что делает ПР нельзя ни при каких обстоятельствах! Любые, даже непрямые формы признания результатов этих действий – это обычная капитуляция принципов. Задели за живое, забрали право голоса. Сегодня компромиссы бессмыслены и позорны. Теперь будем смотреть кого мы выбрали, когда голосовали за оппозицию, способны они действовать, или нет.
kudytam _ 04.11.2012 19:30
IP: 95.132.77.---
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! (М.Горький)

Хто є Фесенко, "глупый пингвин" чи "гордый Буревестник"? Питання риторичне. Але щось мені підказує, що влада, після заяви про "обнулення списків опозиції", наклала в штани. І ось, уже лізуть на світ Божий, кишенькові маніпулятори можливими сценаріями. Якщо ж це власне розуміння політолога Фесенка, то воно вкрай непрофесійне, дитяче. Фактор народу сходу і заходу тут абсолютно не врахований. Тільки теплична уява може ігнорувати силу народної стихії. Гриценко ж саме на неї покладається, бо Первомайськом можна назвати вже всю Україну за влади бандократів. Але, схоже, вона вже наклала в штани, і остання фаза КУЧМІЗМУ досягла свого апогею. Далі нове життя.
professional _ 04.11.2012 19:28
IP: 92.112.174.---
Всем нам надо ПОНЯТЬ: демократические силы смогут добиться успеха, если их будет поддерживать народ! Завтра будет видно насколько активен этот народ. Придет 10-20 тычяч – пиши пропало!!!
wed _ 04.11.2012 19:26
IP: 79.139.95.---
vin_mitya:
АВТОР ЗАГУБИВ ОДНУ МАЛЕНЬКУ ДЕТАЛЬ В СВОЇЙ СТАТТІ – ЦЕ 46 МЛН УКРАЇНЦІВ, ЯКІ ПРОТИ ШУЛЕРІВ ЗА ЇХНІМ ГРАЛЬНИМ СТОЛОМ!!!!!!!
Deribas:
Грустно. Толковый политолог. К сожалению – БЫЛ. Не продешевил?
теж цікаво =)
Vladimir Routski _ 04.11.2012 19:26
IP: 93.72.3.---
PRAW-DA:
04.11.12 18:37
Оппозиция может сделать так, что ВР будет нелегитимной, – Арьев
У депутата есть рецепт, как сделать Раду нелегитимной.

Оппозиция может добиться признания Верховной Рады нового созыва нелегитимной, если присягу примет меньше 300 депутатов.

Об этом НБН заявил кандидат в народные депутаты от Объединенной оппозиции "Батькивщина" по мажоритарному округу N218 Владимир Арьев*, передает Цензор.НЕТ.

"Чтобы новая ВР была нелегитимной, надо чтобы присягу приняли менее 300 депутатов. То есть, Объединенная оппозиция, "УДАР" и "Свобода" могут это сделать", – отметил политик.
Ні! НЕ прийнявши присягу обранець втрачає мандат. Присягу треба прийняти і ситтєво скласти 151 мандат – тільки так...
Ivan Petrov _ 04.11.2012 19:26
IP: 46.211.121.---
Банда перепугалась единственно правильного и справедливого решения – не признавать этот фарс под названием "выборы" в целом, а не частично, и выслала для этого своего "помирковонного" холуевого, но улыбчатого политолуха.
Хочется верить, что у оппозиции, если она действительно оппозиция, хватит мужества и решимости не признать это безобразие, иначе она окажется подельником этой банды.
ONLINE
Уряд реформ376 Україна та Європа1030 Корупція1261 Aтака Путіна1171 тітушки14
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter