17 січня 2016, 17:49

В Минске победило принуждение экономическими санкциями над принуждением танками

Падение цены на нефть, возврат Ирана на рынок (а, значит, цены на нефть и дальше будут снижаться), экономические санкции Запада, отсутствие ожидаемого результата по Сирии, де-факто распад Таможенного союза (партнеры России по ТС – Казахстан и Беларусь – имеют альтернативную позицию относительно пошлин на украинские товары после вступления в действие ЗСТ с ЕС), альтернативные экономические проекты (новый Шелковый путь), другие причины/события не в пользу России вынуждают Кремль, вопреки желанию, идти на определенные уступки по Донбассу.

В итоге, российский вариант трактовки Минских соглашений "политические изменения под давлением военного шантажа" (что косвенно подтвердил Путин в интервью Bild) проиграл украинскому и западному варианту трактовки – "политические изменения после прекращения военных действий и демилитаризации региона". В части выборов на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей Киев и западные партнеры также настаивают, прежде всего, на процессе избирательной кампании (соблюдение процедуры, согласно стандартов ОБСЕ, украинское законодательство, допуск украинских СМИ, демилитаризация региона), то есть условиях, обозначенных в Минских соглашениях. В то время как Россия хочет заранее договориться о результате, то есть конкретных персоналиях (по типу решения проблемы Чечни через Кадырова), предполагая, тем самым, сохранить контроль над территориями. И здесь Кремлю также придется пойти на уступки. В условиях отсутствия активных военных действий (а Россия и так пожинает плоды своих же ошибочных решений, соответственно, потенциально возможная активизация военных действий только еще быстрее обвалит ситуацию уже внутри РФ) Киев может ждать – время работает против "ДНР"/"ЛНР"/России.

Другое дело, что возможное "отползание" России из Донбасса не означает, что параллельно не будут предприниматься попытки по усложнению/срыву соглашений, самыми разными способами. Обстрелы и заложники для "ДНР"/"ЛНР"/Кремля – это не только способ давления на Киев с целью федерализации Украины (эта "мысль" по-прежнему не дает покоя российским властям) и обвала государственности, но и способ разжигания ненависти к Украине и вражды на уровне граждан, пострадавших и потерявших своих близких во время войны. В ближайшие полгода мы будем наблюдать два типа поведения параллельно: 1. Уступки Кремля по Донбассу, с целью снятия санкций. 2. Дальнейшие действия по дестабилизации ситуации в Украине, и с целью ослабления Украины, и с целью обездвиживания ряда направлений (европейского, евроатлантического) – через создание/провоцирование разного рода конфликтов.

В стремлении как можно надольше "законсервировать" постсоветскую реальность Кремль своими военно-гибридными методами только ускорил ряд процессов. Теперь же, и вовсе складывается впечатление, что хаос, расколы и конфликтность – это и есть цель. Если же это результат, а не изначальный замысел, возникает вопрос об адекватности формирования и принятия решений. А это значит, что ряд конфликтов из пассивно-потенциальной стадии могут перейти в активную. Казахстан как часть влияния на государство России и Китая. Армения и Азербайджан как часть проблемы курдов и Нагорного Карабаха. Грузия как союзник Запада на глобальном уровне и Турции, Азербайджана на локальном в сфере обороны и в то же время есть проблема элит, взаимодействующих с российской властью. Все постсоветские страны vs Россия на почве не разделения отказа поддерживать политику РФ в отношении пошлин на украинские товары, что значит, что де-факто ТС и СНГ уже распались, и количество альтернатив будет возрастать (новый Шелковый путь – одна из них). И так далее, вплоть до ситуации внутри самой РФ, из-за экономического обвала, по своей же инициативе.

Сильное государство в 21 веке – это современная экономика, а не только/не столько танки.

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...