Тупик Кремля
На днях глава АП России Сергей Иванов в развернутом интервью российскому телеканалу заявил о том, что: а). Минский процесс "зашел в тупик"; б). первые три пункта Минских соглашений постоянно нарушаются (в версии Иванова – естественно, Киевом), что дает повод не выполнять остальные, политические пункты; в). Москва согласна вооружить наблюдателей ОБСЕ (то есть, действующую мониторинговую миссию), но речь идет о миссии исключительно на линии разграничения; г). "Нормандский формат" ничего не решает по Минску, повлиять на ситуацию могут только США.
Давайте вкратце пройдемся по пунктам. А). Минский процесс не зашел в тупик, это Россия хочет его туда завести, чтобы "соскочить" с Минска. Потому что в той последовательности, которая там прописана – демилитаризация, разоружение, возврат в правовое поле Украины и только потом политические пункты – эти пункты не выгодны России. По сути, весь "тупик" заключается в том, что Украина и Европа настаивают на выполнении пунктов по безопасности, и только потом – на переходе к политической части. Россия же – с какого-то неадеквата по-прежнему считает, что насильственная федерализация Украины (а для этого и продолжает использоваться военный шантаж) все еще возможна. Налицо – неправильное понимание Кремлем, и уже, кстати, давно, украинской ситуации (но это самодостаточная тема для отдельного текста).
Б). Первые три пункта действительно постоянно нарушаются. Причем с самого начала. Давайте вспомним, кто с первого дня Минска-2 начал их нарушать – февраль 2015-го, бои под Дебальцево. Чуть ли не каждый день мы слышим от представителей украинской власти о том, что Россия продолжает поставлять через российско-украинский участок границы, не контролируемый Украиной (и в этом смысле непонятно, с кем там контактирует РФ, если она не признала юридически "ДНР/ЛНР") оружие (фото- и видеодоказательства этих поставок Украина, начиная с начала года, регулярно предоставляет нашим европейским партнерам). Первые три пункта сознательно нарушаются боевиками в ОРДЛО и Россией, по вполне понятным причинам. "ДНР/ЛНР"/России не удалось выйти не только в масштабы виртуальной "Новороссии", но и даже в масштабы территории Донецкой и Луганской областей. Сегодня есть ОРДО и ОРЛО, то есть, неконтролируемые Украиной отдельные регионы Донецкой и Луганской областей, где размыта российско-украинская граница. Логика России – это, судя по всему, создание, а затем усиление на фоне внешней агрессии искусственно созданного гражданского конфликта (на почве жертв, материальных потерь, пропаганды), с целью "продавить" ту самую федерализацию, о которой так мечтает Кремль. Именно поэтому и не допускается мониторинговая миссия ОБСЕ на всю территорию ОРДЛО, и, соответственно невозможно в принципе обеспечить выполнение пункта 3 Минских соглашений, а именно "верификацию режима прекращения огня и отвода тяжёлого вооружения со стороны ОБСЕ", что означало бы гарантию выполнения первых двух пунктов военной части Минских соглашений.
В). Предложение Украины относительно полицейской миссии направлено как раз на обеспечение выполнения первых трех пунктов, что позволило бы дальше двигаться и к политической части. Россия же пытается переключить внимание исключительно на разграничительную линию. Хотя, по идее, должна разделить идею миссии на всей территории ОРДЛО. Ведь представители РФ все время говорят о выборах, о законе об особенностях самоуправления, о восстановлении инфраструктуры и т.д. Российская пропаганда днем и ночью вещает, что "Кремль – за людей, за украинский Донбасс, за мир" и т.д. Тогда Россия должна быть и за флаги украинские, и за СМИ украинские, и за правовое поле украинское в ОРДЛО, а не наоборот. В противном случае, надо понимать, что Ростов и Москва хотят тоже влиться в состав Украины, вместе с ОРДЛО?
Г). Российская власть всячески пытается показать, что санкции стран ЕС по отношению к РФ не имеют никакого отношения к Минску, аннексии Крыма и агрессии на Донбассе. Куда проще все объяснять "происками врагов", "стремлением США развалить Россию", "подступами НАТО" и т.д. Между тем, хочу напомнить, что первый из пяти руководящих принципов построения отношений Евросоюза с Россией, единогласно принятых главами МИД стран ЕС в марте текущего года, гласит: "Полное выполнение Минских соглашений для любого существенного потепления между Москвой и Брюсселем; ЕС не признает вхождения Крыма в состав России". Российской власти и в страшном сне не могло присниться единение США и Европы по ряду важнейших вопросов, как это есть сегодня. И это результат "не происков" США, а ошибок самой РФ, загоняющей себя в реальный тупик.
Интервью Сергея Иванова еще раз убеждает в том, что Россия всячески препятствует, прежде всего, возможности реального мониторинга происходящего на всей территории ОРДЛО, даже действующей миссией. А значит – и реальной демилитаризации, прекращению войны и восстановлению региона. Мы наблюдаем ситуацию, когда Украина в рамках Минска (экономической подгруппы) отстраивает объекты инфраструктуры, то есть вкладывает ресурсы в мир, а на следующем этапе – эти объекты, та же железная дорога "Никитовка-Майорск", разрушаются теми, кто вкладывает ресурсы в войну.