Євген Філіндаш Директор Украинского центра социальной аналитики

Отечественные грабли для либералов-западников: грузинский вариант

29 жовтня 2013, 14:58

Приступая к написанию этой статьи об итогах президентских выборов в Грузии, я вспомнил одну дискуссию, которая прямо Грузии не касалась, но, в то же время, является очень показательной при анализе ситуации на всем постсоветском пространстве.

Мой друг, человек прозападных взглядов, критиковал одну из стран СНГ и ее лидера за авторитаризм, ущемление демократии и так далее в том же духе. Так как это была не далеко не первая страна и далеко не первый лидер с постсоветского пространства, которых мой друг критиковал, я попросил его привести мне обратный пример. Пример главы государства – в настоящем или в прошлом, любой из стран СНГ, проводившего правильную политику и добившегося с этой политикой успеха. Правильную, с точки зрения соответствия результатов этой политики западным идеалам моего друга.

Я задавал этот вопрос несколько раз, но ответа так и не получил. И, в принципе, вполне понятно, почему мой друг – не самый последний журналист, работающий в одном из ведущих украинских СМИ, уклонился от ответа.

Вы попробуйте сами честно ответить на этот вопрос. Кто из лидеров стран СНГ обеспечил во вверенном ему государстве: создание полноценной демократии западного типа; функционирование процветающей рыночной экономики с созданием инновационных производств, на равных конкурирующих с ведущими мировыми производителями; повышение доходов большинства населения до уровня, хотя бы приближенного к уровню жизни пресловутого "среднего класса" в Западной Европе?

Ведь двадцать два года, назад, в 1991 году, все двенадцать стран СНГ (включая Грузию, которая то входила в состав СНГ, то выходила из него), образовавшегося на обломках СССР, и их лидеры, с энтузиазмом начинали строить свои независимые государства по западным образцам. Все хотели жить, "как на Западе", безапелляционно объявляя демократию и капитализм рецептом светлого будущего и отвергая преступное тоталитарное прошлое. Практически во всех странах СНГ начали проводить многопартийные выборы, приватизацию, либерализацию цен и другие рыночные реформы, приглашали западных советников, проводили реформы при содействии и под контролем МВФ и других западных структур, и т.д.

Казалось бы, при таком количестве демократов и рыночных реформаторов всех мастей у руля власти, не составит труда выбрать из них самых успешных. Добившихся самых выдающихся достижений на пути превращения своих стран в благополучные и процветающие государства по типу западноевропейских.

Да вот незадача. При таком количестве потенциальных претендентов на лавры, никто из них почему-то символом триумфа западного либерализма на просторах СНГ не стал. Скорее наоборот. Кравчук, Ельцин, Шушкевич, Гамсахурдия и многие другие, поначалу восторженно встречаемые в своих странах "прогрессивные рыночные реформаторы", один за другим проваливались. Оставляя в результате своего правления разваленную экономику, растущую коррупцию, разрушенную социальную сферу и обнищавшие массы населения.

Назвать этих, ставшие ненавистными большинству своих соотечественников, политиков, в качестве примера успешных правителей, сейчас не поворачивается язык даже у либералов-западников.

В последние несколько лет у "прогрессивной" прозападной общественности появилась было новая подходящая кандидатура на роль кумира и образца для подражания: Саакашвили. Казалось бы, вот она, воплощенная мечта: молодой, не из партократов, свободно владеет английским, учился на Западе и даже жену оттуда привез, решительно провел самые что ни на есть либеральные реформы.

И даже, что особенно редко бывает у подобной реформаторской публики, показал какие-то положительные результаты не только в деле разрушения "проклятого совка", а и в созидании. Радикальное упрощение всех регистрационных процедур для бизнеса и граждан, появление новой, не берущей взятки полиции и общее сведение бытовой коррупции к минимуму, развитие туризма – все это несомненные достижения Саакашвили.

Достижения эти, ставшие красивым фасадом Грузии при Саакашвили, привели в восторг всех либералов в странах СНГ. Которые предпочли не заметить, что за свежеокрашенным блестящим фасадом скрываются разваливающийся фундамент, гнилые коммуникации и дырявая крыша.

Зато все это хорошо видели сами грузины. Потому что именно они, а не восторженные либералы, судившие о Грузии в основном по материалам либеральных же СМИ (некоторые еще в турпоездки съездили), жили в Грузии Саакашвили.

Жили и на своей шкуре ощущали все прелести "либерального рая". И мизерные, еще более низкие, чем в Украине, зарплаты и пенсии у большинства населения, кроме чиновников и полицейских. И огромную безработицу, в результате которой четверть грузин выехало за границу. И диктаторские методы, которыми правил "демократ" Саакашвили: закрытие оппозиционных СМИ, разгон водометами и слезоточивым газом протестных акций, сотни политзаключенных, которых пытали и избивали в тюрьмах.

Не говоря уже об авантюрной осетинской войне, развязанной и за три дня бездарно проигранной Саакашвили, в результате которой Грузия окончательно утратила все надежды на восстановление своей территориальной целостности, потеряв 20 % своей территории в лице Абхазии и Южной Осетии.

В результате большинство грузин стало относится к Саакашвили примерно так же, как большинство украинцев – к Ющенко. То есть, если выражаться мягко, – с глубокой антипатией. Что и проявилось в провале Саакашвили со своей партией вначале на парламентских, а в минувшие выходные – и на президентских выборах.

Причем на последних выборах кандидат от партии Саакашвили, Давид Бакрадзе, лишенный поддержки админресурса, набрал еще меньше (причем меньше почти в два раза) голосов, чем партия Саакашивли на парламентских выборах год назад. Невзирая на прогнозы некоторых украинских любителей Саакашвили год назад о том, что, грузины, мол, очень скоро начнут с тоской вспоминать славные времена славного Михо. Как видим, совсем наоборот.

Очередная надежда либералов-западников провалилась, как неизменно проваливались все остальные кандидаты в рыночные мессии и Моисеи. Проваливались в 90-х и 2000-х, проваливались в Украине и России, Грузии и Армении, Киргизии и Азербайджане, проваливались бывшие, оперативно перекрасившиеся партаппаратчики, и бывшие диссиденты...

Можно, конечно, объяснять это тем, что все кандидаты в мессии, как назло, попадались некомпетентные и вороватые. Или, наоборот, что они все делали правильно, но усилий героических самоотверженных реформаторов не оценили темные плебейские массы. Или тем, что вперед, в светлое капиталистическое будущее, не пускает проклятое тоталитарное прошлое в лице глубоко законспирированных агентов НКВД-КГБ, неправильного советского менталитета и невзорванных памятников Ленину.

И только одно объяснение причин всех неудач попыток реформирования по западному образцу Украины, Грузии и всех остальных стран СНГ, никогда не звучит из уст либералов-рыночников.

Что причина неизменных провалов этих планов лежит в порочности самого проекта, а не в отдельных недостатках и эксцессах исполнителей. Что страны, относящиеся к православной или мусульманской цивилизации, не могут, как не старайся их вестернизированная верхушка, стать частью Запада.

Что западная либеральная модель имеет определенный успех (да и то – в весьма смягченном сильной социал-демократией виде) лишь в странах, исторически относящихся к самой западной цивилизации. Которая, как и все другие цивилизации, складывалась веками в специфических условиях. А повторить эти условия (западное христианство и соответствующий его отпечаток на менталитет, реформация, колониальные захваты и раннее зарождение капитализма, и т.д.) сейчас для не-западных стран невозможно в принципе.

Что успеха в современном мире добиваются только те из не-западных стран, кто не обезьянничает, безуспешно пытаясь сделать "все, как на Западе" а живет своим умом, используя опыт и Запада, и других стран выборочно, применительно к своим цивилизационным условиям.

Признать этот досадный для них факт, единственно верно объясняющий все неудачи про-западных проектов в не-западном мире, либералы, естественно, не хотят. И вместо этого будут теперь вновь ждать очередного "успешного реформатора", потом очаровываться им, а потом, как водится, разочаровываться. Или в самом реформаторе, или в неблагодарных массах, не понявших его.

Грабли, неизменно лупящие по лбу того, кто на них регулярно наступает, как видим, учат далеко не всех. Возможно, потому, что некоторые думают, будто на прогрессивном Западе архаичных грабель уже не существует. А потому можно сделать вид, что их не существует и у нас.

powered by lun.ua
Коментарі — 81
Stakhanov _ 29.10.2013 16:59
IP: 213.186.202.---
семафор _ 29.10.2013 16:29
IP: 77.90.193.--Євген Філіндаш:
Павел Швец _ 29.10.2013 16:12
Жодну не підтримую
:-))))
=============
Шариков: "Не согласен. С обоими"
Sigurd _ 29.10.2013 16:57
IP: 95.135.177.---
семафор:
А якщо хтось стерилізує або усипить?
Android_ _ 29.10.2013 16:50
IP: 92.112.31.---
otaran:
Південна Корея та Японія, за логікою автора, теж відносяться до західної цивілізації. А ми, виходить, до східної.
Бо нам властиво красти. Отже наша доля жити з москалями.
Бо щоб не робили, нічого ж не вийде.
Красть – это же русскоправославная ценность (одна из главных, но есть ещё холуйство).
А нас с Россией держат вместе духовные скрепы, поэтому мы обречены.

Но есть хорошая новость! Чтобы освободится от этих проблем, достаточно... закрыть блог и не читать больше тексты от пиар-команды медведчука. И пусть пишут хоть до усё...у.
семафор _ 29.10.2013 16:46
IP: 77.90.193.---
ОБ"ЯВА!
Знайшлося щеня.
Окрас – рожево-червоний
Порода – харковський совок дворовий звичайний
Відликається на кликуху "Філя"
Якийсь бовдур причипив до хвоста здоровенного серпа та молотка – тому гарчить на всіх, хто ходить не строєм та не годує "на шару".
Знайшовся між подвір"ями Вітренчихи та Сімоненчихи.
Хто забере – доплата 10 рублів.
baronvrangel _ 29.10.2013 16:45
IP: 46.98.47.---
Как трогательно, мосье Филиндаш переживает о завоеваниях демократиии. Пример самых что ни на есть настоящих крокодиловых слез. Идейные отцы господина Филиндаша, некто Ульянов и вся его гоп компания тоже ну оччень переживали за демократию и законность, пока пользуясь этой самой демократией не дорвались до власти. После чего, цинично заявив устами хама и подонка Железняка:"Караул устал", развязали в стране такой террор, что государя-императора которого они нарекли "кровавым" впору было объявлять святым еще при его жизни. Ну а после этих, пришел столь обожаемый мосье Филиндашем батоно Иосиф, который превратил страну в огромный концлагерь и заменил столь нелюбимую красно.опыми коллегами пана Евгена эксплуатацию человека человеком, нещадной эксплуатацией человека государством. При правлении "лучшего друга советских детей", сами мысли о забастовке или требованиях сносных условий труда приравнивались к измене родине, а о"защите прав трудящихся " холуйскими совковыми профсоюзами я простоумолчу
otaran _ 29.10.2013 16:40
IP: 62.80.189.---
Південна Корея та Японія, за логікою автора, теж відносяться до західної цивілізації. А ми, виходить, до східної.
Бо нам властиво красти. Отже наша доля жити з москалями.
Бо щоб не робили, нічого ж не вийде.
руслан49 _ 29.10.2013 16:40
IP: 95.133.100.---
Автор – "Не говоря уже об авантюрной осетинской войне, развязанной и за три дня бездарно проигранной Саакашвили..."

Це все рівно, як говорити, що СРСР розв'язав війну проти фашистів, коли почав наступ на Курській дузі.
Android_ _ 29.10.2013 16:37
IP: 92.112.31.---
Филиндаш, пожалуйста, аннигилируйтесь. И ничего больше не пишите про Украину.
Написал, типа мы чуть ли не генетические уроды и генетически способны быть только страной третьего мира, видите ли, "западная культура" не для нас. Пишите в России – там на такие мысли есть спрос.
Stakhanov _ 29.10.2013 16:32
IP: 213.186.202.---
Євген Філіндаш _ 29.10.2013 15:36
По поводу того, что я не заметил из выдающихся достижений Саакашвили – обратитесь лучше к грузинским избирателям. И расскажите им, темным, как много они не заметили, раз отправили вашего либерального кумира на свалку истории
==========
Хорошая свалка истории. Саакашвили пробыл на своем посту 2 полных срока. Дальше было нельзя. Представитель партии Саакашвили на этих выборах уступил кандидату "Грузинской мечты", но получил более 20% голосов. Это свалка истории. Свалка истории это исчезающий электорат коммунистов и проданная честь морозовских социалистов, от которой Филиндаш депутатствовал.
Этот "принципиальный" субъект даже не осмеливается честно признать, какую политическую силу поддерживает. Стыдно, товарищ признаться?
семафор _ 29.10.2013 16:29
IP: 77.90.193.---
Євген Філіндаш:
Павел Швец _ 29.10.2013 16:12
Жодну не підтримую
:-))))
Євген Філіндаш _ 29.10.2013 16:28
IP: 93.73.232.---
Goverla – krysha mira _ 29.10.2013 15:57
Согласен. США перестали выделять деньги – и все плюсы у Саакашвили закончились
Федір К _ 29.10.2013 16:26
IP: 213.154.207.---
Павел Швец:
Автор, а ви яку політ силу в Україні підтримуєте?
Эссеров...В смысле- эсэсэсэров)))
Євген Філіндаш _ 29.10.2013 16:25
IP: 93.73.232.---
Павел Швец _ 29.10.2013 16:12
Жодну не підтримую
Федір К _ 29.10.2013 16:23
IP: 213.154.207.---
Гражданин Филиндаст, а кто собственно просил "приступать к написанию статьи об итогах президентских выборов в Грузии"?
Кто заказчик "написания" и кому вообще может быть интересно мнение концентрированного нафталина?
Павел Швец _ 29.10.2013 16:12
IP: 92.112.244.---
Автор, а ви яку політ силу в Україні підтримуєте?
Morgenstern _ 29.10.2013 16:09
IP: 195.189.241.---
Lxndr Lxndr:
по сути автор нам говорит, что дикари не могут построить цивилизованное общество и государство

в этом он безусловно прав
Разумеется. В противном случае, хоть когда-нибудь в истории но такое цивилизованное общество и государство у дикарей бы было. Практика – критерий истины, говорил Маркс. Если бы такое общество было возможным, то в истории мы имели бы свидетельство его существования. Если какие-то попытки создания цивилизованного ГОСУДАРСТВА еще были (немецкие принцы и принцессы, правившие "Россией" под псевдонимом РоманОФФых), то о цивилизованности ОБЩЕСТВА речи никогда и не было. При тех же Романовых целую деревню могли обменять на попугая или пару борзых собак. Был лишь внешний лоск тончайшей элиты, не имевшей никакого отношения к широким народным массам, остававшимися дикими. Как у Бродского: "Кружатся пары на балу, в прихожей куча на полу".
Morgenstern _ 29.10.2013 16:05
IP: 195.189.241.---
Кто из лидеров стран СНГ обеспечил во вверенном ему государстве: создание полноценной демократии западного типа; функционирование процветающей рыночной экономики с созданием инновационных производств?

Никто не обеспечил и никто не обеспечит. Никогда. В странах НЕзападного типа не может быть полноценной демократии западного типа, в странах с патерналистским православным или мусульманским менталитетом не может быть рыночной экономики, не контролируемой государством. Это нужно просто принять как данность. Демократия, рыночная экономика, свобода и т.д. – свойства ЗАПАДНОГО мира, католического и протестантского, в нек-рой степени это функционирует также у японцев, малайцев, китайцев. Но не у православных. Не нужно кормить кошку сеном, а корову вискасом. Это не значит, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Это разные цивилизации (см. проф. С. Хантингтона). Единого стандарта нет и быть не может. Мы не Запад, западом не станем, демократии и рынка тут НЕ было, нет и не будет. Никогда
Radko _ 29.10.2013 15:58
IP: 93.75.160.---
На харківщині духовні побратими Філіндаша збираються спорудити пам"ятник Олександру ІІІ -му.
Ріст пам"ятника буде богатирскьим – путінським, а ще він матиме арійський профіль Кернеса і шляхетний анфас Добкіна.
А внизу підпис – "рускій мір форева"
Sigurd _ 29.10.2013 15:57
IP: 95.135.177.---
Де вас бздунів-філіндашів вирощують?
Євген Філіндаш:
Розкажіть про досягнення вашого московського куміра-роботодатєля
Євген Філіндаш:
Борис Назаров _ 29.10.2013 15:34
По существу – это не для этой публики) "Геть!" и "Ганьба!" – это им ближе)))
СЛАВА КПСС-ВЛКСМ-КПУ-СПУ і Ко
Це вам ближче.
bzdzholy _ 29.10.2013 15:57
IP: 178.94.81.---
Товарісч Філіндаш, коли будете писати українською?
Євген Філіндаш _ 29.10.2013 15:40
IP: 93.73.232.---
Goverla – krysha mira _ 29.10.2013 15:35
Отчасти согласен с Вами. Но, думаю, и США перестали делать на него ставку в том числе и потому, что Саакашвили стал становиться все более непопулярным
Євген Філіндаш _ 29.10.2013 15:38
IP: 93.73.232.---
Борис Назаров _ 29.10.2013 15:34
По существу – это не для этой публики) "Геть!" и "Ганьба!" – это им ближе)))
Євген Філіндаш _ 29.10.2013 15:36
IP: 93.73.232.---
Олександр Михельсон _ 29.10.2013 15:12
Это ж какую-такую "типично советскую" политику проводил Шеварнадзе на посту президента Грузии, можно уточнить, господин Михельсон? Какие конкретно меры из его типично либерально и прозападной политики вы вдруг решили отнести к "типично советским"?
По поводу того, что я не заметил из выдающихся достижений Саакашвили – обратитесь лучше к грузинским избирателям. И расскажите им, темным, как много они не заметили, раз отправили вашего либерального кумира на свалку истории
Борис Назаров _ 29.10.2013 15:34
IP: 194.0.206.---
OlgaZ:
На украинско-российский фронт брошены все резервы. Вот и Филиндаш нарисовался – молодец, поторговал родиной, заработал денюшку.
******************************************************************************************
Попытались бы что-нибудь по существу возразить.
OlgaZ _ 29.10.2013 15:28
IP: 193.193.198.---
На украинско-российский фронт брошены все резервы. Вот и Филиндаш нарисовался – молодец, поторговал родиной, заработал денюшку.
Aтака Путіна1191 Корупція1297 Україна та Європа1068 тітушки19 Уряд реформ392
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter