17 серпня 2016, 00:34

О понимании блага и зла. В конексте дискуссии вокруг старта э-декларирования

Решение любой проблемы начинается с понимания ее причин. Понимание причин, в свою очередь, позволяет исправить те или иные позиции, а не скатываться к поверхностным оценкам или что еще хуже – к старой привычке объяснять все происходящее в логике "зрад и перемог".

Равно как и не менее важен адекватный масштаб восприятия любой задачи/проблемы. И соотнесение разных по масштабу задач/проблем.

Следующий отрывок из "Диалогов" Платона, на мой взгляд, очень точно, хоть и издалека, передает контекст топ-темы последних нескольких дней – темы старта электронного декларирования. Этот контекст многие участники дискуссии, будучи увлечены процессом именно дискуссии, а не разрешения задачи/исправления проблемы, порой, не чувствуют.

"Менон: Теперь мне кажется вот что, Сократ. "Радоваться, – как говорит поэт, – прекрасному и быть способным на него" – это и есть добродетель...

Сократ: А не утверждаешь ли ты, что стремящийся к прекрасному стремится и к благу?

Менон: Конечно, утверждаю.

Сократ: Но не выходит ли у нас, что некоторые стремятся к злу, а некоторые – к благу? Ведь не все, по-твоему, мой милый Менон, стремятся к благу?

Менон: Ясно, не все.

Сократ: Кое-кто стремится и к злу?

Менон: Ну да.

Сократ: Что же, по твоему мнению, они думают, что зло – это благо, или же, стремясь к злу, знают, что это есть зло?

Менон: По-моему, и так и сяк.

Сократ: Значит, ты полагаешь, что есть и такие, кто, зная, что зло есть зло, будут все-таки к нему стремиться?

Менон: Конечно.

Сократ: Так в чем же, по-твоему, состоит их стремление? Не в том ли, чтобы то, к чему стремится человек, ему и досталось?

Менон: Так оно и есть. В чем же еще?

Сократ: Что же, он думает, будто зло пойдет на пользу тому, кому достанется, или же он знает, что зло вредит тому, кому выпадет на долю?

Менон: Есть такие, которые думают, что зло принесет пользу, а есть и такие, кто знает, что оно вредит.

Сократ: А те, кто, по-твоему, думает, будто зло принесет им пользу, знают ли они, что оно есть зло?

Менон: Нет, по-моему, не знают.

Сократ: Значит, ясно: те, кто не знает, что такое зло, стремятся не к нему, а к тому, что кажется им благом, оно же оказывается злом. Так что те, кто не знает, что такое зло, и принимает его за благо, стремятся, очевидно, к благу. Верно?

Менон: Видимо, так оно и есть.

Сократ: Ну а те, кто, как ты утверждаешь, стремится к злу, зная, что зло вредит тому, кому выпадет на долю, понимают ли они, что сами себе наносят вред?

Менон: Наверняка.

Сократ: Но разве они не считают жалкими людьми тех, кому что-либо вредит, именно потому, что им наносится вред?

Менон: И это наверняка так.

Сократ: А жалкие разве не несчастны?

Менон: По-моему, несчастны.

Сократ: Так неужели же есть такой человек, который хочет быть несчастным и жалким?

Менон: Думаю, что нет, Сократ.

Сократ: Значит, Менон, никто не хочет зла, если не желает быть жалким и несчастным. Ведь что же иное значит "быть жалким", как не стремиться к злу и его обретать?

Менон: Видно, ты прав, Сократ, и никто не желает себе зла.

Сократ: А не говорил ли ты сейчас, что желать блага и быть способным на благо – это и есть добродетель?".

Як приборкати "біблійного бегемота" (образ хаосу)

Київ не дарма пришвидшує другий саміт миру до президентських виборів у США. Справа не у самих виборах як таких. Те, що війна триває довго, і те, що її важко закінчити одномоментно, показує не лише глобальність (у тому числі взаємозалежність багатьох країн), а й збій на рівні міжнародної системи загалом...

Про тил

Складність війни для нас полягає ще й у тому, що окрім фронту, Україна має вирішувати також і проблеми тилу. Окрім складової повернення наших територій, є ще й інша, за що триває війна – стати частиною Заходу...

Росія: "Від за спинами" до "У спини жінок та дітей"

Ми ж памʼятаємо, як у 2014 році Росія, у процесі анексії Криму та початку війни на Донбасі, відпрацювала технологію створення штучного конфлікту через зовнішнє втручання, намагаючись видати його нібито за внутрішній конфлікт...

Автократії vs демократії (у вимірі російської війни)

Тема протистояння (і життєздатності) автократій та демократій стала активно обговорюватися ще у 2021 році, до повномасштабного вторгнення Росії в Україну...

Бачення миру

Олександр Готліб Баумгартен, який народився 17 червня 1714 року, вперше запровадив термін "естетика" для означення теорії прекрасного. У зв'язку з цим і впродовж є два есе Умберто Еко – "Історія краси" та "Історія потворності"...

Про формат руху до миру

Серед інших пунктів проекту договору від квітня 2022 року між Україною та Росією (за посередництва інших країн), який оприлюднило видання NYT, є й такий: "Про право вето РФ при ухваленні відповіді міжнародної спільноти в разі повторного нападу на Україну"...